В центре Парижа состоялась выставка современной и древней художественной исторической керамики, организованная украинкой ЗоейСкоропаденко в сотрудничестве с художественной галереей The Meloy Art и объединением художников, коллекционеров и кураторов искусства «Мистецьке коло Зої».
Выставка «О керамика!» объединила мастеров XVIII века, таких как П'єр-Иннокентий Гимонно де ла Фортери, старых мастеров поселения Лигрон, что в долине Луара, мастеров XX века, таких как Жан Маре (более известный как актер) и женщиной-керамисткой Мадо Жолен, с нашими современниками –канадским украинцем Дейлом Дорошем из Валлориса, французом Бернаром Витуром из Сабль-сюр-Сарта и Зоей Скоропаденко, украинкой из Монако.Специальный гость выставки – современный художник Клем Чемберс, который представит свою серию картин «Фракталы».
«Горшок с курицей» Гимонно
Керамика – один из чудес нашей цивилизации. Немного глины, воды и огня – и уже есть горшочек. А если добавить немного магии рук художника – то уже будет настоящий шедевр.Кроме того, эта выставка – еще один повод для украинских художников Зои Скоропаденко и Дейла Дороша – подчеркнуть французскому обществу о необходимости помощи Украине.
НЕ СВЯТЫЕ ГОРШКИ ЛЕПЯТ
Главной звездой керамики на выставке является легендарный гончар-самоучка из Сарты Пьер-Иннокентий Гимонно де ла Фортери (1726 – 1794). Гимонно был врачом-хирургом из медицинской династии, он жил и лечил людей в городе Курсель-ла-Форе, в нескольких километрах от Лигрона – тогдашнего центра производства керамики. Большинство его пациентов были керамистами из Лигрона, благодаря им Гимонно и увлекся искусством. Он создавал необычную для того времени керамику с мелкими человеческими фигурками, экзотическими и домашними животными, большинство его работ очень красочны, с оригинальным орнаментом.
Сегодня Гимонно является, пожалуй, самым известным и уважаемым керамистом из Лигрона, потому что, в отличие от коммерческих гончаров, которые лепили горшки в промышленных масштабах и редко подписывали свои работы, Пьер-Иннокентий не только подписывал, но и ставил дату на каждой работе и создал уникальный фирменный дизайн.
Сохранилось только 35 произведений Гимонно. Большинство из них находятся в коллекции Музея короля Беренджера в Ле-Мане, две экспозиции – в Музее Севр в Париже, одна в MuCEM в Марселе, а все остальные – в частных коллекциях.
Лігрон. 17 сторіччя
На выставке в Париже у посетителей есть уникальная возможность полюбоваться «Горшком с курицей» Гимонно из частной коллекции.
Через триста лет после Гимонно фермер из соседнего города Сабль-сюр-Сарт Бернар Витур открыл для себя мир керамики. С ним произошло то же самое,что и с самим Гимонно: после увиденного Витур купил мешок глины, печь – и взялся за работу.
Его вдохновляло творчество самоучки из Курсель-ла-Форе. Профессиональному хирургу Гимонно хорошо удавались фигурки людей, пропорции человеческого тела не являлись для него секретом. Что-то подобное мог бы сказать о себе и Витуре: 60 лет назад, в юности, он выучился на мясника, поэтому впоследствии полученные навыки дали ему хорошее понимание формы. Все его изделия слеплены вручную.
Скоропаденко-Витур. Львовский кофе
Два года назад Витур познакомился с современной украинской художницей Зоей Скоропаденко, которую поразила сила его творчества. Что-то подобное когда-то произошло с Пикассо: после Второй мировой он приехал в Валлорис и, пораженный местной керамикой, решил вернуть городу славу центра гончарства, утраченную еще до Первой мировой; за полтора года на фабрике Мадуро Пикассо собственноручно расписал более двух тысяч гончарных изделий.
Так же полтора года Скоропаденко и Витур работали над идеями, рисунками, дизайном для серии произведений. С тех пор на выставке в Париже экспонируются первые керамические изделия Скоропаденко-Витура «Вдохновенные Гимонно»: горшки с фигурками фермеров, крестьян, животных и местными растениями из Сартра.
УКРАИНЦЫ – ВАЛЛОРИСУ
На выставке также представлена серия совместных работ художницы и еще одного керамиста – Дейла Дороша, французско-канадского художника украинского происхождения.
Скоропаденко-Витур
Из этого сотрудничества родилась прекрасная керамическая серия Vallauris. Созданные Дорошем изделия были украшены рисунками Скоропаденко – пейзажами с улиц Валлориса.
Дейл Дорош родился в Канаде, в семье украинских иммигрантов. Начал работать с глиной вместе с керамистом и профессором Нобору Кубо в Университете Альберты. Позже переехал в Европу, чтобы присоединиться к монегасской команде по фехтованию на саблях, и в поисках керамики открыл город Валлорис, где продолжил обучение в муниципальной школе изобразительных искусств. В 2001 году он создал международную программу резиденции художников A.I.R Vallauris как платформу для международного художественного и культурного обмена. В керамике Дэйл сосредоточился прежде всего на создании функциональных изделий с чистыми формами и эффектами, достигнутыми с помощью многочисленных вариаций глины, глазури и различных техник обжига. Он считает, что этот экспериментальный подход позволяет ему сосредоточиться на совершенстве формы, текстуры и цвета.
Скоропаденко-Дорош. Валлорис
Дейл и Зоя познакомились почти 20 лет назад, с тех пор двое украинцев вместе участвуют в выставках и вернисажах. Во время пандемии они решили начать сотрудничество в стиле Мадуро-Пикассо. Серия Vallauris презентуется впервые. В общем, сама выставка «О керамика!» – это символический жест уважения к величественному городу, который, несмотря на всю его индустриализацию, глобализацию и туризм, до сих пор сохраняет уникальные традиции художественной керамики.
В противовес современным мастерам посетители выставки смогут полюбоваться работами двух мастеров XX века: Жана Маре и художницы-керамистки Мадо Жолен.
Известный актер Жан Маре, живший и работавший в Валлорисе, в конце своей жизни стал ярким керамистом с удивительным художественным почерком. Его темные и меланхоличные работы контрастируют с его жизнью кинозвезды, который наконец стал отшельником. Его работы часто минималистичны, но иногда фантастические, как фильм «Красавица и чудовище», сделавший его звездой.
Работа Мадо Жолен – радостная, в особом стиле 1960-х годов. Жолен имела свою студию в Париже. Еще совсем недавно профессиональным женщинам-художницам было чрезвычайно трудно стать известными и узнаваемыми,но сейчас работы Жолен очень популярны в среде коллекционеров искусства.
Приглашенным художником этой выставки является британско-монакский современный художник Клем Чемберс. Он представил свою знаменитую серию масляных абстрактных математических картин «Фракталы». Эта серия идеально подходит для керамики. Фракталы – это бесконечно сложные узоры, которые самовоспроизводятся в разных масштабах и плоскостях. Фракталы как класс математических объектов открыл и исследовал ныне уже, к сожалению, покойный известный французский профессор Бенуа Мандельброт. Чемберс и Мандельброт познакомились в 2003 году, а в 2004 году Клем начал серию абстрактных картин маслом, на которые художника вдохновила теория Бенуа Мандельброт. Первая выставка «Фракталов» состоялась в Лондоне в 2006 году. С того времени серию демонстрировали в Японии, США, Великобритании, Монако и Франции.
В Париже Клем Чемберс представит несколько работ из своей первой выставки, а также премьеру новых фрактальных картин масляными красками.
ХУДОЖНИКИ ЕВРОПЫ – УКРАИНЕ
Выставка «О керамика!» – одна из серии художественных выставок, организованных галереей The Meloy Art и художественным обществом «Коло Зої», чтобы знакомить европейскую аудиторию с творчеством современных художников (в частности – и украинских!) – в диалоге с шедеврами известных мастеров прошлого из частных коллекций.
Каждая выставка – это портал, где современное искусство пересекается с творчеством художников прошлых веков, где вы имеете возможность не только любоваться, но и приобрести редкие шедевры.
В 2021 году The Meloy Art и «Мистецьке коло Зої» организовали несколько чрезвычайно успешных выставок в Париже. В мае для выставки “Монако VS Валлорис/ Керамика VS Картины” они привезли во французскую столицу лучшие работы современных художников из Монако и Валлориса, а также представили экспонаты музейного качества из частных коллекций.
В октябре вместе с Культурно-информационным центром Посольства Украины во Франции провели выставку «Лучшие украинские художники: современники и мастера прошлого». На ней были представлены произведения 10 украинских художников прошлого столетия, во многом определивших развитие французского искусства, и семи современных украинских художников.
В ноябре, во время Paris Photo Art Fair, галерея The Meloy Art и «Коло Зои» открыли фотовыставку-спутник, где зрители могли увидеть оригинальные гравюры XIX века Льюиса Резерферда, Ичиды Соты (1843-1896), Надара(1820 – 1910), а также фотоработы мастеров XX века, таких как Брассаи, Ман Рэй, и современников, таких как культовый французский фотограф Антуан Пупель. Также на выставке присутствовали и арт-фото Зои Скоропаденко,в частности, под ее арт-объектив попал украинец Виталий Виталиев, уроженец Харькова, ныне – известный британский журналист, редактор крупнейшего в мире журнала для инженеров E&T magazine.
Выставка «О керамика!» задумывалась и готовилась в мирное время, когда заявления о широкомасштабном нападении России на Украину казались если не шуткой,то хотя бы политической манипуляцией. Однако дальнейшее развитие событий оказалось гораздо хуже, чем любые прогнозы того времени. Так что сейчас художественная галерея The Meloy Art и «Мистецьке коло Зои» прилагают все усилия, чтобы информировать европейское сообщество о событиях в Украине, а также пропагандировать украинскую культуру, чтобы Европа знала, что украинцы – не только отчаянные воины, но и талантливые художники.Часть прибыли от выставки "О керамика!" будет отправлена украинскому фонду «Вернись живым!» – на нужды украинской армии. Также The Meloy Art и «Мистецьке коло Зои» планируют провести серию благотворительных аукционов для приютов для животных в Украине.
Культуролог и искусствовед Зоя Звиняцкивская недавно на своей фб-странице отмечала, что одна из крупнейших проблем Украины – это русская культурная дипломатия в Европе.«Русская культура как идея крепко сидит в головах европейцев, а как механизм – в многочисленных европейских культурных институтах. Она качественная, с хорошим менеджментом, интересная и профессиональная, хорошо обставленная... европейцы искренне не понимают, отчего они должны от этого избавиться», – пишет Зоя Звиняковская. И подчеркивает, что украинская культура должна создать асимметричный ответ культурной экспансии России в Европу, направленной сейчас на развитие образа «хороших россиян», ожидающих с объятиями бестолковых «меньших братьев».Поэтому каждая выставка, каждое культурное мероприятие украинцев в Европе – это наш ответный залп. Да, сейчас их, этих залпов, не так много, как нам хотелось бы.Но они не менее искренни и прицельны, чем залпы украинской армии.