Длительное время само проведение фестиваля было под вопросом. В конечном итоге, в начале лета стало известно, что «Молодость» состоится, правда, в абсолютно нетипичное для нее время — с 22 по 30 августа.
В условиях, когда кинотеатры длительное время не работали, когда новых фильмов в прокате все еще маловато, когда главный конкурент — Одесский фестиваль — состоится онлайн, да еще и в конце сентября, нынешняя «Молодость» имеет все шансы стать ведущим кинособытием года.
Конечно, наибольшее любопытство широкого зрителя вызывают внеконкурсные программы, в первую очередь «Фестиваль фестивалей» — фильмы-участники и победители главных мировых кинофорумов и «Специальные события» — программа, схожая по идеологии: здесь демонстрируются новинки фестивального и арт-хаусного кино.
Так, «Последние и первые люди» (секция «Специальные события») — режиссерский дебют культового исландского музыканта и (кино) композитора Йоганна ЙОГАННССОНА. Йоганнссон умер в феврале 2018 в возрасте 48 лет на пике карьеры, имея в наработке две номинации на «Оскар». Кстати, его подругой и ученицей была Гильдур ГУРНАДОТТИР, автор саундтрека к сериалу «Чернобыль» и лауреат «Оскара» за музыку к драме «Джокер».
«Последние и первые люди» — это адаптация одноименного мультимедийного проекта, который базируется на научно-фантастическом романе Олафа СТАПЛДОНА (1930) и художественной книге голландского фотографа Яна КЕМПЕНАРСА «Споменики». Фильм снят на 16-мм черно-белую пленку, сопровождается оригинальной музыкой и закадровым рассказом в исполнении Тильды СВИНТОН. Йоганнссон и оператор Брандт ГРЕВЛЕН снимали памятники, которые называются «споменики», — абстрактные каменные скульптуры, установленные на местах массовых убийств и концлагерей на Балканах. Сюжет разворачивается в далеком будущем, через 2 миллиарда лет, когда человеческая раса оказалась на грани уничтожения из-за увеличения температуры Солнца. Свинтон начитывает текст — послание в наше время — от этих «последних людей», в то время как на экране под атмосферную, полную меланхолии и страсти музыку Йоганнссона появляются «споменики», действительно похожие на остатки исчезнувшей, полностью нам неизвестной цивилизации. По-видимому, это самый эстетичный фильм о конце света за последние годы.
«Женщина, которая убежала» (режиссер Хон САН-СУ, Южная Корея, «Фестиваль фестивалей») на нынешнем Берлинском фестивале получила «Серебряного Медведя» за наилучшую режиссуру. Это и неудивительно, ведь Хон Сан-Су — один из самых одаренных и самых известных южнокорейских режиссеров. Имеет американское и европейское образование, снял свыше 20 картин. «Женщина, которая убежала» — ироническая и элегантная работа о нескольких подругах, которые решают массу вопросов, от кормления уличных котов до отношений с прежними любовниками, от назойливых соседей до женской дружбы. Фразы повторяются, придавая разговорам абсурдный оттенок, цвета скомпонованы идеально, ненавязчивая стилизация под телесериал выглядит предельно уместной, актрисы играют сдержанно и блестяще, кот играет гениально. Все так, как должно быть в хорошем фильме.
Особенно радует, что национальный кинематограф представлен на «Молодости» широко и разнообразно. В частности, наши фильмы есть во всех трех международных конкурсах: студенческом — «Дом, милый дом» (Анна МОРОЗОВА), «Мы больше никогда не забредем вместе» (Евгений КОШИН, Украина-Турция), короткометражном — «Бульмастиф» (Анастасия БУКОВСКАЯ), полнометражном — «Парфенон» (Мантас КВЕДАРАВИЧЮС, Литва—Украина—Франция). В Национальном конкурсе одних только короткометражек — 24. На отдельное внимание заслуживают «Украинские премьеры» — 8 полнометражных работ, снятых в течение последних двух лет.
На момент написания этого текста (утро среды) состоялись уже четыре премьеры украинских полных метров. Два из них имеют красноречивые названия: «Поезд «Киев — Война»» (Корней ГРИЦЮК) и «Хлопець війни» (Сиприен КЛЕМАН-ДЕЛЬМАС, Игорь КОСЕНКО, Германия-Чехия-Украина). А впрочем, в обоих случаях показана не война, а приближение к ней.
Грицюк, чье имя стало известным после стилизованной под документалистику антиутопии «2020. Безлюдная страна» (2018), сам родом из Донецка. В поезд «Киев — Константиновка», собственно и известный как «Киев — война», он садится, чтобы сделать срез общества, так или иначе привязанного к войне — общается с проводниками и пассажирами. Кто-то за Зеленского, кто-то против; есть «ватники», есть и патриоты Украины. Много людей, травмированных войной, а есть те, кто ее не замечает, вполне уютно замкнувшись в собственном «мыльном пузырьке». Грицюку удалось собрать поражающие истории, изобразить красивые портреты, но, кажется, местами он не знает, как справиться с настолько обильным и разнообразным материалом, который таки не сложился в целостное повествование.
«Хлопець війни» — более камерная. Сиприен Клемон-Дельмас и Игорь Косенко познакомились в киношколе ESCAC в Испании и уже имеют опыт сотрудничества. Сиприен — фотограф и кинематографист из Парижа. Занимается социальными проектами, среди которых — киномастерская для заключенных. Режиссер Игорь Косенко родился в 1983 в Украине. Учился в Американском институте киноискусства, работает кинооператором в Лос-Анджелесе.
Герой — восемнадцатилетний Артем, этнический россиянин, одержимый оружием и военным делом, из семьи военных. Его отец погиб в Афганистане, брат служит в ФСБ, сам Артем решает уйти в добровольческий батальон защищать Украину. Весь фильм видим его подготовку, его бег с автоматом, учебные стрельбы из пистолета под наставничеством деда — ветерана другой войны, Второй мировой. А также — его отношения с матерью, представленной обеспокоенным голосом в телефоне, с девушкой Машей. Сиприен и Игорь вроде бы лишь наблюдают, пускают сюжет по течению ежедневной рутины, но именно эту повседневность хватают и передают с такой кинематографической убедительностью, что до последнего момента сомневаешься — это игровой фильм или нет. Артем все никак не попадет на передовую, даже в финале, сидя на кровати в казарме и достаточно умело передавая звуки стрельбы губами. Но война взрывается уже за кадром — канонадой и взрывами, на заключительных титрах, и это производит намного более сильное впечатление, чем настоящий бой перед нашими глазами.
Завершение фестиваля и раздача призов состоится в субботу, 29 августа. Фильмом закрытия станет полнометражный дебют Ирины ЦИЛЫК «Земля голубая, будто апельсин» (см. «Я вообще не чувствую себя взрослой» — «День», 23.01.20), удостоенный в январе приза на авторитетном американском кинофоруме «Санденс», а на днях выдвинутый от Украины на получение Европейского киноприза, известного также как «европейский Оскар».
Более подробный отчет о «Молодости» читайте в ближайших номерах нашей газеты.