Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О мере компромисса

26 апреля художественный руководитель Национального театра им. Леси Украинки Михаил Резникович будет отмечать 80-летие, пригласив публику на комедию Н.Коуарда
26 апреля, 2018 - 10:08
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Роман» с киевской Русской драмой у Михаила Юриевича начался еще в далеком 1963-м (дебютировал как режиссер на этой сцене) спектаклем с символическим названием «Поворот ключа». И этот творческий «ключ» художник никогда не терял! Раз, а то и дважды за сезон приглашает зрителей на свои премьеры. Кстати, в день рождения будет показана одна из последних его работ — спекталь «Обнаженная со скрипкой».

«Пьеса Ноэла Коуарда — о ценностях в жизни и искусстве, настоящих и мнимых, о сосредоточенности людей на мнимых ценностях, о фантастических спекуляциях общественным мнением. И еще — о человеческом цинизме и жадности, которые запакованы в глянцевую обертку мнимого духовного стоицизма и фальшивой порядочности», — подчеркивает режиссер. Кстати, эта постановка супераншлаговая и билеты спрашивают еще у эскалатора метро станции «Тевтральная»!

Сегодня Театр им. Леси Украинки работает на трех сценах — то есть «поле» для спектаклей имеет широкое. Можно сказать, что в хорошем смысле Резникович со своей командой строит синтетический театр. Коллектив успешно развивается на стыке жанров. Репертуар имеет разнообразный: от  классики до произведений современных авторов. Зрительские кресла всех трех сценических площадок ежедневно заполнены. Как признается режиссер самое прекрасное-то, что он может заниматься делом, которому служит уже много лет и которое любит, а также цитирует слова Томаса Мана: «Театр превращает толпу в народ»! Прошлое режиссер вспоминает с благодарностью, сегодняшнее воспринимает через призму критичности, а на будущее имеет достаточно амбициозные планы — об этом наш разговор.

«ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ЛОГИКА И  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ РЕЖИССЕРА ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫ»

— С четвертого класса я полюбил театр, — признается Михаил Резникович. — Сначала ходил во Львовский ТЮЗ. Потом, когда стал взрослее, мой театральный маршрут пролегал через Театр им. М.Заньковецкой. Я помню всех величайших актеров того времени. И хотя тяга к театру у меня была огромной еще  с детства, жизнь диктовала свои законы, в которых переплетались и физика, и лирика. По окончании школы, ввиду определенных представлений родителей о том, чем я должен заниматься, пришлось поступить на физический факультет Львовского университета. Но параллельно набирался вспомогательный состав в Театре ПрикВО (Театр Пограничного военного округа во Львове, сейчас — Театр им. Леси Украинки. — Л.О.) На то время это был очень сильный театр во главе с главным режиссером Алексеем Максимовым. Меня взяли во вспомогательный состав, и я, параллельно с учебой, принимал участие в спектаклях. Уже тогда я понял, что актерской наивности у меня мало,  а потому решил попробовать себя в режиссуре. На режиссерский факультет поступил только со второй попытки, когда был зачислен на курс к Георгию Товстоногову           — забрал свои документы с четвертого курса физического факультета.

— Чему научились, чтобы быть режиссером? Какие черты характера воспитали ради этой профессии?

— Мне кажется, что сама жизнь, если ты ныряешь в нее с головой, помогает в режиссуре. Даже то, что я три года учился на физическом факультете, мне помогало. Высшая математика, логика и  последовательность для режиссера чрезвычайно важны. Событийный ряд, анализ, психология человека —  это термины, которые должен понимать и которыми должен безукоризненно оперировать режиссер в своей работе. Легендарному Константину Марджанову принадлежит такое высказывание: «Режиссура — это стремление выразить свой внутренний мир в чужой душе»...

Одно из главных качеств для режиссера — это любовь к актеру, понимание этого  титанического труда, стремление не оскорбить его. Это в лучшем случае, в худшем — по крайней мере иметь терпение.  Еще одна важная вещь. Как-то режиссер  Леонид Хейфец сказал: «Актеры — звери, а роли — мясо». Пока ты бросаешь им это «мясо» — они послушные и хорошие. В этом сравнении — большая правда, ведь режиссер должен думать об актерах, об их развитии, заботиться обо всей труппе и том, насколько гармонично она живет, насколько комфортным является микроклимат. Если об этом не беспокоиться — есть риск тайных конфликтов, которые впоследствии могут взорваться.

«АКТЕР —  ПРОФЕССИЯ ШТУЧНАЯ, ЗДЕСЬ ВАЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

— Работы младших коллег вам интересны?

— Кое-что смотрю. Мне интересно, если яркое театральное действо подкрепляется человековедением. Это два компонента, без которых театр не существует, но объединить их в единое целое чрезвычайно сложно. Если присутствует хотя бы один из этих компонентов — такой театр также может быть. В актерском же исполнении мне интересна не просто репортерская буквальность, даже если она наивысшего сорта, но и движение в направлении неожиданных порывов человеческой души, разгадки какой-то тайны. Это сложно, здесь нужна филигранная актерская техника.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РЕЗНИКОВИЧА БУДЕТ ПОКАЗАНА ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ ЕГО РАБОТ — СПЕКТАКЛЬ «ОБНАЖЕННАЯ СО СКРИПКОЙ»

Беда нашего современного театра в том, что актерская техника, если сравнивать уровень старших и молодых актеров, все хуже. Без гибкого тела, легкого, четкого языка, острого ума тайные страсти человеческой души выразить невозможно. Этому есть объяснение. На актерском курсе сейчас учится в среднем тридцать студентов. А это недопустимо, ведь актер — профессия штучная, здесь важен индивидуальный подход. По определенным экономическим причинам наши художественные вузы набирают не несколько студентов-актеров, как должно бы быть, а несколько десятков. В принципе, обманываем и себя, и государство. Где завтра будут работать эти актеры, насколько часто будут получать роли, как смогут развиваться? Это очень серьезные вещи, это те проблемы, которые уже существуют, и которые придется либо решать, либо признаваться в том, что решить их невозможно.

— А насколько обоснованным является понятие «режиссер и его актер»? В конце концов, если и режиссер, и актер — профессионалы, то при желании они могут найти общий язык.

— Это не всегда так. В свое время известного режиссера Петра Фоменко назначили руководителем Театра комедии в Санкт-Петербурге, где все актеры были воспитанниками известного театрального педагога Николая Акимова. Чрезвычайно яркого режиссера, которому, скажем так, не были интересны душевные приоритеты или сомнения актеров. Зарубежный театр у нас читал Борис Смирнов, и когда мы отпрашивались у него на премьеру к Акимову, то он говорил: «Идите, но вы должны помнить, что актер для этого режиссера  — вешалка для его костюма». Фоменко с этим театром так ничего сделать и не смог и ушел. Потом сам набрал курс, выпустил его — так возник легендарный Театр Фоменко. Есть актеры, которые мне близки, и есть другие.  У актера есть несколько биологических черт, которые сегодня почти не ассоциируются с нашей прагматичной современностью. Наивность, заразительность и открытость. Если они присутствуют — я с ним готов работать, в каком бы театре этот актер ни служил.

Сегодня жизнь диктует свои законы, условия, но тогда эти черты нужно в себе воспитывать, наращивать.  Двадцать пять лет назад мы делали телевизионный спектакль по повести Мыколы Хвылевого «Иван Иванович», в котором фантастически играл Богдан Бенюк. Это актер именно таких качеств: наивность, открытость, вера. Кстати, эти качества нельзя назвать исключительно врожденными, их можно нарабатывать. Олег Ефремов от природы был плохим актером, но он сделал себя хорошим актером.

«ИНОГДА ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГАТЬ К «ХИРУРГИИ»

— Сегодня немало критических стрел выпущены в сторону Министерства культуры ... Какие у вас отношения с Министерством?

— Нормальные.  Министр Евгений Нищук приходит к нам на премьеры, иногда мы общаемся. Свои финансовые обязательства перед нами министерство выполняет, а в творческую жизнь театра не вмешивается. И это хорошо. Наш зрительный зал заполнен на 92%, работаем на трех сценах, где пытаемся рассказывать человеческие истории. Это бывает очень сложно, ведь каждая пьеса — большая загадка.

— Вы художественный руководитель большого театра, в котором ставят спектакли дежурные режиссеры. Им уютно с вами работать?

— В репетиционный процесс пытаюсь не вмешиваться. Конечно, во время прогонов у меня бывают определенные замечания, но, если ты доверяешь режиссеру, то должен к этому относиться очень деликатно. Хотя иногда приходится прибегать к «хирургии». Останавливать спектакль, что-то доделывать, или вообще снимать. Я сам более двадцать пяти лет работал дежурным режиссером и понимаю, как это непросто. Поэтому пытаюсь не навредить и поддержать. Но есть тот определенный предельный  уровень, и если спектакль — ниже этого уровня, то его выпускать нельзя.

Знаете, каждый театр имеет право на свою эстетику, на то, что он заявляет. Еще хочу вспомнить Немировича-Данченко, который говорил, что театр — это компромисс. Другое дело — мера этого компромисса.

— Какие пьесы интересны вам сегодня, что планируете взять в работу?

— Я думаю об «Украденном счастье» и «Гамлете». Франковское «Украденное счастье» —  пьеса шекспировского масштаба, к такому уровню из украинской классики отношу еще «Каменного властелина» Леси Украинки. «Гамлет» мне также чрезвычайно интересен, там  есть, в частности,  фраза, которая меня беспокоит: «Век расшатался»...

СПРАВКА «Дня»

РЕЗНИКОВИЧ Михаил Юриевич (родился 26.04.1938, г. Харьков), генеральный директор — художественный руководитель Национального театра русской драмы им. Леси Украинки с 1994 года, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого, действительный член (академик) Академии искусств Украины.

Свою творческо-трудовую деятельность начал в 1955 году в Русском драматическом театре военного округа Прикарпатья (Львов). Немного позже поступил на физико-математический факультет Львовского государственного университета им. И.Франко. Проучившись там три года, в 1958-м поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (курс Г. Товстоногова).

Дипломный спектакль — «Поворот ключа» М. Кундери — М.Резникович поставил на сцене Театра им. Леси Украинки в 1963 году. С этим театром фактически уже свыше пятидесяти лет связана вся режиссерская деятельность Михаила Юриевича, хотя он активно ставил спектакли в России, Китае, Болгарии, Израиле. Выступал с лекциями и проводил циклы занятий — актерский тренинг, мастер-класс — в разных странах: 4           цикла на протяжении двух недель в Утрехтской высшей театральной школе (Голландия), на актерском факультете университета Карнеги-Меллон в Питсбурге (США), в Краковской театральной школе (Польша) в рамках проведения Международного симпозиума по актерскому мастерству, в Пекинском театральном институте (Китай) в процессе работы над постановкой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», в Германии и Канаде. Работал на радио, телевидении, в кинематографе.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...