Несмотря на то, что наши столичные театралы уже немного привыкли к режиссерскому почерку постановщика, своеобразным хореографическим находкам от «Киев модерн- балет» и после просмотра прошлых произведений «Кармен. TV», «Веронский миф. Шекспирименты», «Дождь», «Болеро» спокойно воспринимают сценические неожиданности от этого молодого театра, ажиотаж по поводу «Щелкунчика» все же имел место. Зритель ждал чего- то особенного, «театрально вкусного», как говорится, для «гурманов». И нужно отдать должное участникам «Киев модерн- балет» — «Щелкунчик» не разочаровал. На сцене Театра им. И. Франко показали настоящую сказку.
Однако эта история, как и предупреждал заранее Раду Поклитару, апеллирует не к детям (их обычно группами приводят на классические постановки «Щелкунчика»), а к взрослым, которые должны проникнуться жизнью этих еще маленьких людей, правда, имеющих свой полностью сформированный внутренний мир, специфическое восприятие окружающей действительности. Известно, что Эрнест Теодор Амадей Гофман довольно внимательно и скрупулезно изучал детскую психологию, поэтому его оригинальные произведения, возможно, призваны помочь лучше понять ребенка, еще способного верить в сказку, незаангажированного общественными предрассудками и искусственными законами, и именно поэтому в большей степени способного любить и творить добро. Наверное, именно такое прочтение Гофмана является наиболее близким к авторам «Щелкунчика» от театра «Киев модерн-балет», в котором задействована вся трупа — 19 артистов, а, таким образом, к созданию этой новой истории причастен весь коллектив такого молодого, однако уже довольно самобытного театра.
Не разочаровала зрителя и декорация «Щелкунчика»: от новогодней феерии даже убежденный скептик и реалист ждет зрелища, красоты, даже некоторого шика. Смена сценографических апартаментов, новогодняя символика, роскошные костюмы и наряду с этим внимание к художественным деталям, умелая игра со сценографической структурой, даже с привкусом иронии (что не воспринимается как банальная пародия на известные балетные версии) — все это позволяет воспринимать постановку Раду Поклитару как целостное, ответственно выстроенное действо. Вот зажглась новогодняя елка, а на заднем фоне, в тусклом желтом свете появились силуэты целой группы огромных мышей. Кроме того, если уже речь идет о детской психологии, Раду Поклитару не игнорирует и специфические знаковые элементы, которые, возможно, и уместно связать с психоаналитическими изобретениями Фрейда, однако без чрезмерной «взрослости» и уж тем более без всякой брутальности — только утонченный эстетизм, красота и непредсказуемость хореографии.
Режиссер неоднократно замечал, что при постановке каждого танца дает возможность экспериментировать артистам, находить в каждом хореографическом этюде что-то свое (хотя последнее слово, конечно, за постановщиком). В балете «Щелкунчик» довольно необычных для классических постановок танцевальных фрагментов множество: нет ни одного лишнего движения, а очередное «па» является неотъемлемой частью танца. Зритель, затаив дыхание, следит за «развитием» танцевального дуэта Щелкунчика (Алексей Бусько) и Мари (Элина Винникова). И, конечно, невозможно остаться равнодушным к неповторимому ансамблю мышей. Кстати, такие известные партии, как, например, «Вальс Цветов», тоже исполняют мыши, и в этом хореографическом этюде есть все — и техническое мастерство, и современность в подходе к сюжету, и, наконец, (по поводу комичного) приветствие животного-покровителя 2008 года.
Кроме того, сколько бы мы ни анализировали или сравнивали, интерпретировали и фантазировали, наряду с Поклитару, талантливыми актерами, художниками (сценография — Андрей Злобин, художник по костюмам — Анна Ипатьева) и даже гениальным сказочником Гофманом, непобедимой остается музыка, ведь «Щелкунчик» Чайковского — это искусство, которое переживет все поиски и эксперименты, изменение приоритетов в искусстве и современные сценические игры. И участники «Киев модерн-балет», наверное, очень хорошо это поняли, проложив тонкий и в то же время крепкий мостик от вечного к современному.