Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О памятниках и смыслах

Игорь ГРЕЧАНИК: Когда в СМИ муссируются псевдогерои, необходимо говорить о настоящих рыцарях духа!
23 октября, 1996 - 19:45
МОДЕЛЬ ПАМЯТНИКА ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГОЛОДОМОРА В УКРАИНЕ 1932—1933 ГОДОВ ДЛЯ ВАШИНГТОНА

Скульптора Игоря ГРЕЧАНИКА, чье имя хорошо знают во многих странах мира, называют послом украинской культуры. Его работы экспонируются в постоянных коллекциях Galerie Alexander Raeber в Цюрихе, Galerie Michelle Boulet в Париже, в центре фантастического искусства в Дании, галерее «Киевская Принцесса» в Ницце... В 2006—2008 годах произведения художника вошли в международные каталоги лучших современных художников мира.

Игорь Гречаник — автор самых многочисленных памятников нашим национальным героям за рубежом, в частности, Тарасу Шевченко в Софии и Баку, стелы украинским воинам, которые погибли во время освобождения болгарского города Плевна, стелы в честь Первой дипломатической миссии УНР в Азербайджанской демократической республике в 1919—1920 годах... А также моделей монументов Ивану Франко в Риме, памяти жертв украинского Голодомора 1932—1933 годов в Вашингтоне. Последняя вместе с другими скульптурами недавно была представлена в Посольстве Украины в Вашингтоне и в Украинском музее в Нью-Йорке. Кстати, выставки состоялись благодаря поддержке Посольства Украины в США и непосредственно Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в США Олега Шамшура. На открытии экспозиции побывали Президент Виктор Ющенко и Екатерина Ющенко, сенатор Ричард Лугар, американский астронавт Хайдемари Марта Стефанишин-Пайпер, многочисленные представители украинской общины в США.

— Украинский музей в Нью-Йорке поражает, — рассказывает «Дню» Игорь Гречаник. — Новое, современное, представительное сооружение. (До 2005 года музей, который насчитывает 30 тысяч экспонатов, теснился в помещении Украинского комитета конгресса Америки.) Очевидно, украинская диаспора в США — одна из наиболее активных, наиболее мощных. Фактически, в центре Манхеттена находятся Украинский музей, Украинский культурный центр, Украинский институт Америки, в которых хранятся произведения Александра Архипенко, Алексея Грищенко, Григория Крука... Следует сказать, что построить такие учреждения в центре Нью-Йорка — дело сложное и дорогое. Одним словом, американцы украинского происхождения строят свою Украину в эмиграции.

— Недавно группа «Гайдамаки», вернувшись из гастролей по Канаде, отметила, что в Торонто намного больше Украины, чем в Киеве...

— Такой обман зрения возникает. Но все же Украины больше здесь. Мы просто находимся внутри процесса, поэтому нет остроты ощущения, которое есть у тех, кто оторван от родины. Из периодов украинской истории этот, новейший, хотя и очень сложный (а сколько трудностей еще впереди!), но все же достаточно интересный. С 1994 по 2004 годы я как украинец ощущал себя в стороне жизни. Я покупал диски с записями украинских исполнителей, книги современных украинских писателей и шел с ними в гости: там включал CD, дарил книги... Иначе говоря, создавал свою среду... Как в эмиграции. Сейчас все-таки ситуация другая. Что до недавнего времени мы знали об одной из крупнейших наших национальных трагедий — Голодоморе 1932—1933 годов. Работая над этой темой, у меня возникла идея сделать памятник, который бы символизировал молитву мертвых за живых. Это будут руки, которые выходят из земли и протягиваются к небу. А между этими руками — ступени, по которым можно подняться, чтобы поставить свечу. Как известно, в христианской культуре живые молятся за мертвых, а мертвые — за живых. Этот монумент будет стоять почти в центре Вашингтона — оттуда виден Капитолий. Пока что предоставлено только это прекрасное место.

— Ваши скульптуры имеют украинский характер, откуда черпаете вдохновение?

— Из нашей истории, мифологии...Украинская мифология тесно связана со славянской, от которой мало что осталось. Как-то голубь сел на мое окно. Взмахнул крыльями и полетел. Крылья ударились о стекло. А пух и пыль от них оставили контуры. Фантастически! Подобный отпечаток остался от украинской мифологии... Но этого недостаточно. Поэтому на основе уже известного я как будто создаю новое. Кастанеда писал: если что-то из того, что происходило в мире, тебя очень интересует, нужно на этом сильно сосредоточиться и тогда это увидишь. Так я и делаю. Хотя, надеюсь, что археологи еще что-то найдут. К сожалению, «исследователи» Екатерины II очень хорошо искали до нас. Многое нашли и многое уничтожили.

Я — украинец. Но до определенного времени воспринимал себя космополитическим художником, пока не поехал во Францию, Голландию... И вдруг понял, что так, как провожу линию я, так ее не проводит ни один иностранный скульптор. Она как будто авторская, моя, но это — именно украинская линия. Я живу на этой земле. Ее самобытная история и культура, неповторимая энергетика — аккумулированы во мне. По моему мнению, важно, когда в работе того или иного художника можно уловить черты, присущие его народу. В нашем глобализованном мире ценятся неповторимость и уникальность.

— Игорь, какие смыслы должны нести современные памятники?

— Они должны апеллировать к проблемам, которые стоят перед современным человеком — чтобы это было не только архивирование традиции, что, безусловно, важно. Современный мир информационно перенасыщен. Поэтому в скульптуре нужно аккумулировать важнейшую информацию. Например, когда я работал над монументом Тарасу Шевченко, который теперь в Баку, думал о том, что в 24 года поэта выкупили из крепостничества, а в 26 — вышел его «Кобзарь». Наверное, Тарас Григорьевич не написал эти гениальные стихотворения за два года, а вынашивал их более длительный период. Но я хотел подчеркнуть, что его гениальность была очевидна еще в молодом возрасте.

Моя модель монумента Ивану Франко должна стоять в Риме. Иван Яковлевич бывал там. Заходил в базилику Сан Пьетро ин Винколи, где находится гробница Папы Юлия II. Там его очень поразил «Моисей» Микеланджело, после чего он на полгода сел за написание своего выдающегося произведения «Мойсей». И я Франко также изобразил Моисеем со скрижалями. Поиски своего Моисея — для украинцев издавна актуальная тема. Наша большая проблема — длительное отсутствие государства. Мы всегда искали сильного союзника, который, по Макиавелли, становится хуже врага, что, кстати, в украинской истории неоднократно случалось.

Также работаю над памятником Ивану Мазепе, который будет сооружен в Киево-Могилянской академии. Он как будто изо всех сил будет выходить из стены Братского корпуса (построенного на средства Мазепы), как из небытия. Сегодня, когда в СМИ «муссируются» преимущественно лилипуты-политики и псевдогерои, необходимо говорить о наших настоящих рыцарях духа!

Беседовала Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ