В Национальном центре театрального искусства им. Леся Курбаса прошла первая серия мастер-классов (последний состоится 6 ноября) — ведущие польские хореографы, режиссеры и драматурги приглашают молодых мастеров на недельные занятия и тренинги.
Мода на творческие уроки уже лет двадцать тому назад стала динамично распространяться по Европе и, наконец, достигла Украины. Конечно, по количеству летних школ и тренингов украинское культурное пространство еще достаточно далеко от европейской среды, но и к отечественной творческой молодежи, наконец, приходит осознание того, что знаний и умений, полученных в академических учебных заведениях, бывает недостаточно, особенно, когда занимаешься современным искусством. То, что для подавляющего большинства европейских молодых мастеров является нормой (совершенствовать свои профессиональные навыки, выходя за пределы определенного профессорско-преподавательского круга, рисковать в поиске и открытии новых творческих контактов), для украинцев только начинается.
Национальный центр театрального искусства им. Леся Курбаса — одно из первых отечественных заведений, которое взяло курс на поддержку разного рода мастер-классов и тренингов и придерживается его уже с десяток лет. Отголоски инициированной здесь попытки образовать альтернативную школу актерского мастерства до сих пор время от времени доносятся. «Возмущения» от Григория Гладия, Владимира Кучинского, Бориса Юхананова в работе с актерской молодежью, что вначале вызывало скепсис, сегодня вспоминается с жалостью и ностальгией.
Основанная традиция могла бы и не выжить, если бы не помощь соседей. Учреждение, занимающееся популяризацией польской культуры за рубежом Институт им. Адама Мицкевича и координатор деятельности современного польского театра театральный институт в Варшаве выступили с предложением провести на территории Центра им. Леся Курбаса серию мастер-классов, где преподавателями будут польские творческие деятели, а учениками — украинская художественная молодь. Предложение это, разумеется, касалось театрального искусства, но на этот раз менее привычных сфер: хореографии и театра танца, режиссуры и драматургии.
Выбор именно этих направлений не в последнюю очередь обусловлен тем, что эти привычные для театра профессии в практике современного искусства приобретают новые качества. Хореограф — это не тот, кто придумывает «подтанцовки» к драматическому действу, а драматург — не самодостаточный писатель, поставляющий театру готовые пьесы, а скорее сценарист, который работает в тандеме с режиссером, пишет на предложенную тему диалоги или вообще переделывает, осовременивая классику.
Это изменение параметров устоявшихся художественных профессий вовсе не случайно, а спровоцировано одной из характерных примет современного театрального развития — выработкой театрального продукта в процессе коллективной или индивидуальной импровизации. Разумеется, такой характер работы имеет место и в Украине, но ни один театрально-художественный вуз не готовит драматурга-соавтора режиссера, а театр танца, о котором вроде бы знают все, постоянно растворяется в потоке общего русла «контемперери денс».
Первая серия творческих мастер-классов на днях завершилась в Центре им. Леся Курбаса публичным показом перфоманса польского мастера Ивонны Ольшовской «Прогулка». Действо было рассчитано на украинских танцовщиков и хореографов, которые на сегодня являются самыми мобильными и востребованными среди коллег, об их популярности свидетельствует огромное количество шоу и танцевальных проектов.
В то же время шумный эффект шоу спровоцировал тот факт, что из интеллектуально насыщенной творческой деятельности большинство направлений современной хореографии мимикрируют под развлечения. Для творческих личностей, Лешека Бздила и Ивонны Ольшовской, которые проводили мастер-классы в течение двух недель в Центре им. Леся Курбаса, такое сползание в «масскульт» является самым неблагоприятным. Поэтому первое, что они предлагали на занятиях, это отказаться от привычного, почувствовать себя ментально и телесно свободными, максимально раскрепоститься, освободить мышцы и тело.
Импульсом к существованию в таком танце является осознание себя как самодостаточной личности, что через движение утверждается в окружающем мире и придумывает собственный пластический способ высказывания, танцевального языка. Эта философия танца дает возможность проторить путь к самопознанию, а не к поверхностной демонстрации или самодемонстрации и вместе с тем требует иных пластических технических навыков.
Выполняя новые, предлагаемые Лешеком Бздилом и Ивоной Ольшовской комбинации движений, заставляя себя все время мыслить категорией танца, импровизировать, искать неизвестное, те, кто что-то уже умели, открыли для себе новые способы существования в пространстве, когда руки и ноги координируются не в привычном режиме, конечности как будто пластилиновые, подгибаются, мимика максимально выразительна, а кожа становится чувствительнее и распухает от прикосновений. Другие же, кто практически еще ничего не умел на территории театра танца, упрямо следовали за учителями, свидетельством чего стал заключительный показ перфоманса, подготовленного украинскими танцовщиками под руководством Ивоны Ольшовской.
Все здесь было сначала очень просто: первое соло, полностью импровизированное одной из участниц, затем двойка, тройка, дальше кордебалет, простите, группа, дальше какие-то перемещения по кругу... И именно тогда, когда это броуновское движение надоедает, внимание ослабевает от повторов, возникает новое качество и смысл постоянных перемещений. Ведь, по идее, «контемперери денс» является крайне абстрактным, но очень точным и эмоционально насыщенным воссозданием нашей повседневности, основу которой составляют не политика и идеология, а межчеловеческие связи — личные, интеллектуальные, общественные, социальные и так далее.
Используя распространенные в контемперери приемы, например, зеркала, «танец на стуле», элементы пантомимы и акробатики за несколько дней Ивонна Ольшовская собрала выразительную и лаконичную конструкцию, которая наполнилась танцевальным самовыражением украинских мастеров, чью фантазию и воображение успел взволновать Лешек Бздил. Следовательно, коллективный образ молодого украинского танцовщика сложился. И, что характерно, он на сто процентов был оптимистично настроен. Сосредоточенные и улыбающиеся лица — знак удачного старта, осталось дождаться улыбок следующих участников мастер-классов: режиссеров и драматургов.