В Национальной филармонии открыла и завершила вечер музыка Равеля — «Благородные и сентиментальные вальсы» и симфоническая поэма «Вальс» в исполнении Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Оркестранты работали на той высоте, что позволяет максимально ощутить все богатство и сказочную красоту мелодий французского импрессиониста — словно встретить апрель в Париже...
И вот на сцену вышли пианисты Вадим Руденко и Николай Луганский. Об этих музыкантах говорят: «Звезды нового пианизма». Уроженец Краснодара (1967 г.), Вадим Руденко впервые сел за фортепиано в четыре года, в семь дал свой первый концерт, а Николай Луганский (1972 г., Москва) играть начал в пятилетнем возрасте и впервые солировал на большой сцене — в 13. Оба учились у профессора Московской консерватории — легендарного Сергея Доренского, а сегодня они — солисты Московской филармонии. Лауреаты крупнейших международных конкурсов и участники звездных фестивалей, пианисты сотрудничают с самыми прославленными коллективами, выступая в лучших залах планеты. Музыканты часто играют вместе — их дуэт сложился еще в годы учебы в консерватории, а репертуар включает практически все, что написано для такого состава.
Прозвучали два концерта для двух фортепиано с оркестром — ми-бемоль мажор Моцарта и ре минор Франсиса Пуленка. Пианисты вели диалог безупречно, открывая в хрестоматийном моцартовском концерте высокую простоту и мелодичность, которые сулят встречу с настоящим искусством. А как хорош был стремительный, звонкий Пуленк — технически прекрасный звук, виртуозные пассажи солистов, сопровождаемые глубокой, чистой игрой оркестра.
Овации не умолкали — и артисты, уже без оркестра, дважды бисировали, исполнив вторую часть Второй сюиты Рахманинова и «Ямайскую румбу» австралийского композитора Артура Бенджамина.
После концерта в гримерку прибежали студенты, их было немало, а в двери заглядывали новые, входили, просили сфотографироваться вместе, брали автографы... Тронула душу сцена: юноша лет шестнадцати, обращаясь к Николаю Луганскому, не замечая никого вокруг, говорил: «Я счастлив, что вижу вас. Вы — мой кумир»!
Недавно в Чернигове прошел Международный фестиваль «Сиверские музыкальные вечера» (см. «День» в №52) — Вадим Руденко и Николай Луганский — его постоянные участники. Причем Руденко был гостем самого первого форума и за 10 лет выступил — 21 раз! На нынешнем юбилейном Х фестивале он, вместе с оркестром «Филармония» (дирижер Николай Сукач), исполнил пять концертов нового проекта «Все концерты Сергея Рахманинова». А выступление Николая Луганского закрывало Черниговский праздник музыки сочинениями Бетховена и Чайковского.
О самом ярком впечатлении на «Сиверских музыкальных вечерах» Вадим РУДЕНКО признался: «Этот фестиваль — детище дирижера Николая Сукача. Он — во всех проявлениях — привлекает и восхищает, у меня масса друзей в его оркестре. Мне очень нравится играть в Чернигове! Кстати, у меня много друзей и в Киеве — педагоги Мальвина Зарудянская, Анатолий Ильин, Валерий Козлов, пианист Юрий Кот, и, конечно, Владимир Сиренко, с которым мы часто выступаем». И поблагодарил теплую украинскую публику. Скоро Вадим Руденко вновь приедет в Киев для участия в работе жюри Международного конкурса памяти Владимира Горовица. Затем его ждет концертный тур по России — Петербург, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, а после отправится в Бразилию, где будет исполнять Шопена...
— Притяжение Чернигова я ощутил, когда познакомился с дирижером Сукачем. И, конечно, почувствовал обаяние личности Николая Васильевича, его жизнелюбие, его разносторонние таланты. У него очень хороший оркестр. Черниговская публика — замечательная, настоящая. А еще я увидел чудесный старинный город, — сказал «Дню» Николай ЛУГАНСКИЙ.
— Николай, на киевском концерте вы с Вадимом Руденко исполнили Моцарта, вызвав овации публики. Слушая Моцарта, невозможно не задавать себе вопрос — в чем тайна этой музыки, которая дарит людям радость с первой ноты?
— На мой взгляд, все дело в степени его гениальности. Это был самый музыкально одаренный человек, который когда-либо жил на земле. Кто-то со мной не согласится, кто-то назовет Баха или моего любимого Рахманинова. Но я думаю, что именно так и было, судя по тому, что Моцарт сочинил и по тому, сколько сочинил за свою кратчайшую жизнь. Это был человек, в котором все горело — музыка и то совершенство, с которым он писал. Ему было это дано с детства — как раз тот редкий случай, когда не нужно ничем жертвовать, чтобы создавать гениальную музыку. Но объяснить это совершенно невозможно, нужно только слушать и все.
— На ваш взгляд, отличаются ли слушатели нового времени от тех, что заполняли концертные залы, например, в 1970—1980 годы?
— Сейчас, на мой взгляд, слушатель классической музыки качественно не изменился, потому что это всегда поступок: человек идет не на футбол, рок-концерт или развлекательную программу — идет на концерт классической музыки, когда от него самого требуется духовная работа. Если человек сознательно делает этот выбор, он уже достоин уважения, поэтому я бы не сказал, что качество публики тогда было выше, а сейчас стало ниже... В тот момент, когда слушают классическую музыку, люди становятся лучше. Мне кажется, людям свойственно стремиться к чему-то, что выше их, что их поднимает над обыденным уровнем. Для меня лично это наиболее прямое общение с Богом, а у каждого есть свое отношение. Наверное, это все-таки высшее наслаждение. Чистое... От слушателя
Я ожидаю доброжелательного отношения и непременно — сотворчества. По сравнению с той музыкой, которая звучит, мы с ним равны и вместе участвуем в создании концерта.
— На ваш взгляд, что необходимо пианисту для творческого вдохновения, кроме таланта и ежедневного труда?
— Есть постоянные впечатления — художественные, жизненные, и сказать, что важнее, не берусь. Вдохновляют самые разные вещи — знаете, может вдохновить красивое лицо или архитектура, прочитанная книга, давно не слушаемая запись или новое музыкальное произведение... Вообще-то говоря, даже если произведение хорошо знакомо, нужно всегда встречаться с ним, как в первый раз. И — по-настоящему — так и происходит. Когда выходишь на сцену, уже не существует ни того, что было до, ни того, что будет после, а есть только данное мгновение — и это как будто встреча впервые. Поэтому, честно говоря, я не могу понять, как может это стать рутиной. По-моему, это всегда событие, всегда по-новому — лучше или хуже, всегда и риск, и какие-то потери, и какие-то находки...
В последние месяцы я очень много играл за границей: во Франции, Англии, Америке, Италии, за два с небольшим месяца — 25 концертов. Сейчас буду больше выступать в ближнем зарубежье в Санкт-Петербурге, Перми, на Урале, в Москве. А в мае отправлюсь в дальние страны — состоятся концерты в Барселоне, Лондоне, Нью-Йорке и Филадельфии.