«Киев Модерн-Балет» во главе с Раду Поклитару не перестает удивлять зрителей новыми постановками.
Кстати, за год существования этого театра поклонников современного балета появилось немало — во всяком случае, в помещении Национального драматического театра им. И. Франко уже едва хватает мест всем желающим посетить их премьерные спектакли.
На этот раз на суд зрителя были представлены две хореографические драмы — «Дождь» на музыку народов мира и И. С. Баха и знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля, естественно, в новой, смелой модернистской интерпретации Поклитару.
Хореографическая сюита «Дождь» — своеобразный призыв к объединению душ, не имеющих национальности, происхождения или пола. Ведь люди, хотя и говорят на разных языках, носят специфическую для каждого народа одежду и ведут разный образ жизни, являются подобными пред Вечностью. Они оказываются в одном пространстве, и единственный способ существования для них — взаимодействовать. А что, как не танец как можно лучше способствует такому объединению, особенно если за реализацию этой щемящей темы берется Раду Поклитару?
Национальная музыка разных народов органически сочетается в спектакле с музыкой Баха, которая и может символизировать эту самую Вечность, а костюмы актеров, имеющие, в первую очередь, национальную характеристику, являются визуальной иллюстрацией танца: спектакль «Дождь» состоит из хореографических этюдов Востока, Франции, Молдовы, Израиля, России и других стран, которые самобытны и завершены не только хореографически, но и театрально. Кстати, представители драматического театра могут смело перенимать режиссерские находки Раду Поклитару.
В каждом этюде — определенный сюжет, история, начинающая играть в танце. Вот русская колыбельная — тоскливый танец, в котором чувствуется некий тупик как специфический ген, передающийся из поколения в поколение. Или же этюд «французский» — несколько манерный и романтичный и, вместе с тем, игривый и динамичный. Конечно, не обходится постановка «Киев Модерн-Балет» без «фирменных» криков, смеха, плача, шепота, что в определенной степени приближает балет к драматическому театральному искусству. Узнаваема также и специфическая ансамблевость постановок Поклитару: актеры то придерживаются индивидуальной хореографической линии, создавая вместе творческий хаос, то «переплавляются» в неразделимую массу, существующую как единый живой организм.
Спектакль начинается Прелюдией на музыку Баха, возобновляясь дальше в Интерлюдиях и Постлюдии. «Классические хореографические вкрапления» — более взвешенные, синхронные, актеры, словно механические куклы, создают на сцене хореографические картинки, также символизирующие общность и единение. А еще таких различных и, в то же время, похожих участников действия объединяет дождь. Он все-таки появляется — и героям не остается иного выбора как прятаться под зонтами, создавая под ними неразделимую массу из человеческих тел и сердец. Эффектно перевернутые зонтики — актеры держат их ручками кверху — можно понимать еще и как связь с высшей, небесной силой, дарящей этот дождь очищения и единения.
Конечно, весьма неожиданно разрешение Раду Поклитару «Болеро» Мориса Равеля. Поэтому поклонникам балета, привыкшим к классическим постановкам, для понимания новой хореографической текстуры пришлось «включить» совершенно иные регистры восприятия. В глубоко драматической версии известного музыкального произведения — сгусток энергии, танец на грани трагического восприятия действительности и несколько интимного ощущения окружающего мира. Некая порывистость, даже дикость в движениях акцентируется еще и при помощи темно-серой одежды- лохмотьев, будто возвращая танец к своим первичным формам существования.
Присутствие в «Болеро» ритуального, первичного начала на фоне классической музыки формирует настоящее зрелище, театр тел, движений и жестов. Вместе с тем, «Болеро» — это отображение нашей жизни, беспрерывной и динамичной современности, построенной на контрастах: бытия и смерти, любви и ненависти, сдержанности и раскованности. В спектакле есть и некоторый эротический элемент, который тончайшим образом отражается с помощью танца.
Кроме того, хореографические спектакли в постановке Раду Поклитару в очередной раз доказывают: для того, чтобы высказать свое отношение к определенным проблемам сегодняшнего дня и тонким нюансам существования человека, не обязательно применять текст: о них можно смело, убедительно и иногда более содержательно сказать… движением.