Недавно обсуждал с коллегами неотложный вопрос театральной реформы в Украине, без которой мы так и останемся на периферии мирового художественного процесса. Как известно, наиболее уязвимым местом этой реформы является контракт, на который должны перевести не только весь творческий состав, но и руководство отечественных театров. Между тем, попытки организации работы наших театров по контракту уже предпринимались. Например, Петром Ластивкой, который еще четверть века назад хотел изменить принцип оплаты актерского труда в управляемом им тогда Тернопольском театре им. Т. Шевченко.
В настоящее время Петр Петрович осуществляет художественное руководство Волынским театром им. Т. Шевченко. Поэтому приехав в Луцк на премьеру его спектакля «Суррогатная мать» («Закон») В. Винниченко (рецензию на спектакль см. в «Дне» №80), я побеседовал с П. Ластивкой на злободневные темы настоящего.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ, ГИЛЬДИЯ ИЛИ КЛУБ
— Если речь идет о переходе на контракт, то для этого должны быть созданы условия, без которых никто не захочет работать на контрактной основе, — считает П. ЛАСТИВКА. — Для этого сначала нужно принять соответствующие законы. Конечно, мы можем работать на основе составленного двустороннего соглашения, но это не контракт, это не реформа. Потому что контракт должен предусматривать не только условия сотрудничества, но и и те случаи, когда он может быть расторгнут. Поэтому главный вопрос, что будет с актером или режиссером, например, когда они окажутся за пределами театра? Куда денутся, если после сыгранной роли или поставленного спектакля контракт с ними не продлят? Какие социальные гарантии получат? Значит, чтобы люди не оказались на улице, нужно организовать что-то наподобие профессионального театрального союза, гильдии, клуба, который будет гарантировать работнику финансовую поддержку на время вынужденной паузы и из которого театры будут не просто приглашать на работу, но и «покупать» специалистов. Таким образом этот «клуб» сможет поддерживать себя финансово. Люди, если они временно не работают, должны получать минимальную зарплату. И здесь мы могли бы немного разгрузить государство, в котором и без того в настоящее время очень много безработных, решая вопрос трудоустройства театральных работников своими силами, через свой профессиональный союз. Поэтому сейчас мы должны думать не столько о контракте, сколько о законодательных основах для перехода на него. Более того, внутри самого театра мы можем решать множество проблем, если подготовить соответствующие законы. Например, у нас есть разные актерские категории. Плохо начал работать «мастер сцены» или «актер первой категории», можно перевести его в низшую категорию. Или платить 50 % зарплаты, если человек мало занят в репертуаре. К тому же, у нас есть так называемая «академическая надбавка», которую внутри театра тоже можно делить в соответствии с тем, сколько и как работает актер. При этом, чтобы избежать субъективных волюнтаристских решений, их в данном случае должны принимать как минимум художественный руководитель и директор.
— Плюс председатель профсоюза, представитель СТД Украины...
— Пожалуйста. Ведь если художественный руководитель театра сам по малопонятным причинам вдруг увольняет человека, с которым заключил контракт, то возникает вопрос профессиональной квалификации самого худрука: а зачем, в таком случае, ты данный контракт заключал? Таким образом, мы решаем проблемы того же таки контракта, к которому сегодня не знают с какой стороны подступиться, в пределах конкретного театра. Нам не нужно навязывать реформу, как они видятся из столицы, потому что добра это принесет мало. У нас нет проблем с тем, как именно платить актерам за их труд, кроме одной — дайте нам больше денег! Дайте людям возможность самим принимать решения! Это касается не только театров, но и государства в целом, тех реформ, которых мы давно ждем. Дайте людям управлять государством — и все наладится. Если мы — государственный театр, если мы нужны стране, то позаботьтесь о том, чтобы нас нормально финансировали. А мы уже сами сумеем распределить деньги между теми, кто больше работает, и кто меньше работает. Мы, к сожалению, имеем лишь 20 % академической надбавки. Дайте нам сто процентов. Хорошо, мы понимаем, у нас война, не можете сто, то дайте хотя бы пятьдесят!
«НЕ МОЖНО ПОСЯГАТЬ НА НАШУ ЗЕМЛЮ»
— Потому что без патриотизма, который должен воспитывать и театр, войну не выиграешь. Что привело к этой войне, которую очень по-разному понимают?
— Ее причины создавались веками. Территории Приазовья и Причерноморья всегда были беспокойными, стоит почитать историю, чтобы это понять. Ко всему прочему, когда Российская империя набралась сил за счет порабощенных ею народов, на землях, которые теперь называем Донбассом, Кремлем искусственно создавались условия для конфликтов. Прежде всего, за счет заселения территории неоднородным во всех отношениях населением, с которым государству всегда сложно иметь дело. Между тем, на этих землях, где жили преимущественно украинцы, разные народы — потомки казаков, татары, греки и представители других национальностей — находили общий язык. Проблемы, которые имеем в настоящее время, там начались с тех пор, как на Донбасс для строительства шахт и заводов были брошены деклассированные и денационализированные элементы из люмпенов и зеков. Параллельно уничтожалось украинское население, Голодомор для этого и был организован. На замену истребленных украинских селян приезжали угро-финны, которых благодаря Петру I теперь называют «русскими». Однако они к Руси, к русичам, русинам, русам, которые являются частью великой украинской нации, отношения не имеют. Возникает вопрос: чьи они «русские» — татарские, мордовские или башкирские? Теперь они там, в РФ, все себя называют «русскими». Так вот, представителей разных народностей империи переселяли на Донбасс, где они, чувствуя себя чужестранцами, начали бороться за свое укоренение на чужих землях. Больше всего бед, как известно, в так называемой «национальной политике» натворили большевики со своей индустриализацией. Из-за нее количество люмпенов, которые не знают своего рода-племени, которые не укоренены ни в одну культуру, на Донбассе значительно увеличилось. Так были созданы условия для нынешнего военного конфликта на этих украинских землях. Между тем, и там люди разных наций научились сосуществовать друг с другом, они не знали антагонизма, пока политики не начинали ссорить народы между собой. Мы видим, как это делает Кремль: он начинает спекулировать на так называемом «языковом вопросе», сея дезинформацию о притеснениях русского языка. Но русский язык там господствовал последние десятилетия, тогда как русскоязычному населению, которое проживает на востоке Украины, стоило бы вспомнить свои корни и позаботиться о развитии своего родного языка: украинского, татарского, греческого и другиех Ко всему прочему, жителям Донбасса и других русифицированных регионов Украины, которым прививали советскую нищенскую психологию безынициативного пролетариата, нужно отвыкать от плохой привычки ждать, что кто-то сделает тебя зажиточным и счастливым. Нужно отвыкать от «халявы», от подачек «щедрого пана», к которым нас приучали в СССР. Хочешь стать зажиточным — заработай, прояви инициативу, хотя, конечно, в наших условиях это пока что непросто делать. Между тем, те, кто полагается не на государство, а на себя — а таких больше в столице и в Западной Украине, — зарабатывают, несмотря на несовершенство наших законов. Украинцы всегда были самодостаточными и могли прекрасно прожить и без опеки государства, лишь бы только оно не мешало. Так что беспорядки, устроенные на Донбассе, нынешняя братоубийственная война происходит там из-за политиков, которые всегда становились причиной войн.
— В возглавляемый вами театр не просились на работу переселенцы с Донбасса?
— Приезжал актер, но мы его пока что не взяли. Я с ним общался и понял, что он вряд ли приживется в нашем коллективе. Переселенцы с Донбасса, к сожалению, не всегда себя по-человечески ведут. У нас был случай, когда потомки советских люмпенов избили уважаемого в Украине писателя Владимира Лиса, чье произведение идет на нашей сцене. Мужчина шел по улице и услышал, как ребята сзади него на характерном русском языке с элементами суржика говорили о каком-то празднике, свидетелями которого стали: «Эти бандеровцы сейчас выпьют и детей будут кушать». Лис, услышав такие глупости, попросил ребят не оскорблять людей, которые их гостеприимно приняли на своей земле, и в ответ получил кастетом по голове. Это известный стиль Партии регионов, которая и привела к Майдану, к войне. Между тем, мы — мирный народ, мы никого не трогаем, но это не означает, что можно посягать на нашу землю. Если у нас растут березки, то это еще не повод считать Украину «исконно русской землей».