В первой части интервью (см. материал «О «славянском мире» НАТО и ЕС» в № 123—124 от 15-16 июля 2016 г.) болгаристка, доцент кафедры славянской филологии Института филологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, директор Центра болгарского языка, литературы, истории и культуры Елена ЧМЫРЬ рассказывает о традиции изучения болгаристики в Украине, исторических параллелях между нашей страной и Болгарией, а также о болгарском рецепте преодоления постколониального синдрома. О субъектности Украины среди славянских стран, пророссийских влияниях в Болгарии и жизни болгарской общины в Украине — читайте далее.
* * *
— Елена Романовна, Польша, Чехия и другие страны ЕС, прежде всего славянские, активно поощряют украинских студентов поступать в их вузы с перспективой последующей эмиграции. Как, с вашей точки зрения, должна реагировать на этот вызов Украина? Понятно, что запрещать — это не выход. Что нужно делать, чтобы Украина не потеряла субъектность в этом славянском мире?
— Например, мой сын категорически не хочет ехать учиться за границу, хотя я, возможно, была бы и не против. Он хочет жить здесь. С другой стороны, эта волна, которую мы могли наблюдать еще в 1990-х годах, сейчас снова начинает нарастать. Это связано с тем, что значительная часть молодежи из Чехии и Польши едет учиться в Западную Европу. А правительства этих государств стремятся привлечь как можно больше культурно близкой молодежи из других стран. В то же время экономические проблемы в Украине фактически не оставляют многим выпускникам выбора. Выпускнику из Тернопольской или Ривненской области, который уже знает польский язык, предлагают поехать бесплатно учиться в Польшу с возможностью последующего трудоустройства. С другой стороны, он может подать документы, например, в КНУ им. Шевченко, где нужно платить за общежитие, где стипендия не дает возможности обеспечить себя и ты должен просить денег у родителей. Есть ли у него выбор? Увы... Кроме того, имеем очередную демографическую яму, недостаточное финансирование образования, академической науки. Стратегия, которая отвечала бы на эти вызовы, отсутствует. Наши выпускники после окончания бакалаврата едут учиться в магистратуру в Чехию. Аналогичную программу, ориентированную прежде всего на этнических болгар, внедрила и Болгария. Выпускники сдают экзамен на знание болгарского языка и истории и могут поступать в болгарские вузы.
Славянские государства реализуют еще одну важную программу. При министерствах образования у них существует институт лектората. Лекторы едут в места компактного проживания соответствующих меньшинств или на университетские кафедры. У нас на кафедре постоянно работает лектор болгарского языка и литературы, в данный момент это доцент Мариэта Гиргинова. Такие лекторы оформляют трех-четырехлетнюю командировку, получают очень приличную зарплату, обеспечиваются жильем. В Министерстве образования и науки Украины аналогичной институции просто нет.
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ БОЛГАРСКОЙ ДИАСПОРЫ ВСЕГДА БЫЛО СВЯЗАНО С НАЦИОНАЛЬНЫМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ УКРАИНЦЕВ»
— Болгарии традиционно свойственны определенные пророссийские настроения. Очевидно, что Россия до сих пор рассматривает эту славянскую страну как предмет своих геополитических интересов. Насколько я знаю, там даже есть парамилитарные пророссийские организации. С другой стороны, уже в течение многих лет в Болгарии преобладает тренд вестернизации. Насколько сейчас пророссийские настроения влиятельны в болгарском обществе?
— В Болгарии действует пророссийская националистическая партия «Атака». Предполагаю, что в стране есть много российских денег, в частности в СМИ. Во время Майдана у меня часто брал комментарии местный телеканал «Европа». Позже, в 2014 году, в Украине началась мобилизация. В Бессарабии некоторые люди в селах вышли протестовать — российские агенты влияния в регионе работали очень активно. В Болгарии же тогда было распространено мнение, будто украинских болгар мобилизуют непропорционально больше, чем другие этнические группы. Дало о себе знать и влияние российского телевидения, которое там массово смотрят. Приходилось объяснять в комментарии, что мобилизация в Украине проходит среди всех граждан Украины, а не по этническому признаку. Интересно, что после этого ко мне за комментариями больше не обращались. Болгарские же СМИ моментально раздули новость о «протестах» в Бессарабии.
В то же время из собственного опыта могу сказать, что на авто с желто-голубой лентой в этой стране реагируют в основном положительно. Нынешний президент Болгарии Росен Плевнелиев демонстрирует явные проевропейские и проукраинские взгляды. Уверена, что болгарские эксперты, в том числе военные, хорошо понимают угрозы, существующие со стороны России. Если «съедят» Украину, Болгария будет следующей. Определенный пророссийский плацдарм там есть, но я не думаю, что он захватывает болгарскую верхушку. Партия «Атака» имеет своих сторонников, но их не много. Сегодня болгар прежде всего интересуют вопросы экономики. Большинство из них бывают на Западе и видят, как там живут люди. Те же, кто имеет пророссийские взгляды — это преимущественно люди, у которых есть ностальгия по молодости. Тогда многие болгары получали образование, работали, ездили на экскурсии в СССР.
— Впрочем, отношения болгар с россиянами никогда не имели такого откровенного колонизаторского характера, как это происходило в Украине. В Болгарии, в частности, не было русификации.
— Конечно, русский язык в Болгарии тоже изучали, но такого, как у нас, там никогда не было. Сегодня болгарская молодежь не знает русского, даже молодые ученые-славяноведы, если это, конечно, не их специальность. Старшее же поколение изучало язык, смотрело советское и российское телевидение. В советское время в Болгарии раздували пропагандистский шаблон о том, как «русские братья» освободили болгар от турецкого рабства. Но на самом деле после «освобождения» все было не так просто. Пострадала, как это обычно бывало, прежде всего интеллигенция. Блестящий интеллектуал, писатель, полиглот, внук Драгоманова (сын его дочери Лидии) Димитр Шишманов в последнем до прихода советской армии болгарском правительстве был министром иностранных дел. Как и других членов правительства, его расстреляли.
На встречах с болгарской диаспорой в Украине, с представителями культурных обществ, на которые меня приглашают, всегда подчеркиваю, что все периоды болгарского национального возрождения связаны с национальным возрождением украинцев. В Украине в 1920—1930-х годах коммунисты поняли, что они не имеют достаточной поддержки не только среди местного населения, но и среди национальных меньшинств. Именно поэтому внедрили политику коренизации, открыли окно для украинизации, болгаризации, создали автономные национальные районы. В Бессарабии в Болграде уже давно существовала гимназия. При Румынии там преподавали на болгарском языке. Когда же пришла Российская империя, перешли на русский. Болгарам, как и украинцам, не разрешали получать на родном языке даже начальное образование. Большевики на какой-то промежуток времени вернули болгарский. Впоследствии, как мы знаем, период возрождения быстро сменился репрессиями.
В самой же Болгарии в 1920—1930-х годах, как известно, в отличие от Украины, существовало независимое государство. В 1923 году правительству удалось подавить коммунистическое восстание. Значительная часть левой интеллигенции перебралась в Советский Союз и принимала участие в процессах национально-культурного возрождения болгар в СССР. Бессарабия тогда была под Румынией, а в Одессе преподавался болгарский язык, был болгарский национальный театр. Впоследствии все это свернули. Автор первого романа среди бессарабских болгар «На позлатената земя» Николай Фуклев был репрессирован и без следа пропал где-то в Сибири.
Во время Второй мировой войны, когда Болгария была союзником Германии, часть приазовских болгар обратились к болгарскому царю с просьбой принять их обратно на Родину. Одним из инициаторов этого движения был талантливый болгарский писатель Мишо Хаджийский из Приазовья. Реализовать переселение не удалось. После освобождения советской армией болгары пострадали. В 1945-1946 годах все болгарские мужчины были вывезены на так называемый трудовой фронт — речь преимущественно шла о металлургических комбинатах Поволжья и Урала. Вернулись оттуда немногие.
Болгар Крыма депортировали чуть позже крымских татар. Кстати, несмотря на это, глава крымского общества болгар им. Паисия Хилендарского Иван Абажер, который ранее был проукраинским общественным деятелем, после аннексии занял пророссийскую позицию.
В конце 1980-х, когда в обществе возобновился интерес к украинской культуре, аналогичные процессы происходили среди болгар. По заказу министерства я готовила один из первых учебников — книгу для чтения для школ, где возобновляли факультативное преподавание болгарского языка.
Каждый раз, когда в Украине возникали национально-культурные движения, не только болгарские, это было связано с украинским национальным возрождением. С другой стороны, следует понимать, что такие процессы формируют и определенные вызовы для нашего государства и не только в области национальной политики. Практически все национальные группы, проживающие в Украине, имеют сегодня более мощные государства, являющиеся членами ЕС и НАТО: Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Германия, Польша. Для многих они являются более привлекательным с разных точек зрения местом проживания, особенно это касается молодежи, то есть Украина используется в качестве демографического ресурса.
«ПОМНИ, ЧТО ТЫ — УКРАИНСКАЯ БОЛГАРКА!»
— Насколько организованна болгарская община в Украине? Знаю, что существует даже болгарская газета.
— В Украине проживает наибольшая по численности болгарская диаспора в мире! Официально — около 205 тыс. человек, сами же болгары считают, что их количество в Украине достигает четверти миллиона. Речь идет о старой диаспоре, которая возникла в конце XVIII — в начале XIX веков еще в ходе русско-турецких войн, когда возникла необходимость заселить присоединенные к Российской империи Дикое поле и Бессарабию, покинутые татарами и черкесами. Именно тогда произошло массовое переселение в Украину болгар-колонистов. Они живут в Бессарабии и Северном Приазовье, преимущественно в Одесской и Запорожской областях.
Болгарское издание «Роден край» — это приложение к газете «Урядовий кур’єр», официальная газета. Также есть электронные СМИ. На протяжении 2015 года именно при помощи электронных СМИ я пыталась отслеживать настроения болгарского сообщества в Украине. В Приазовье массовых пророссийских настроений не было никогда. Приазовская болгарская община образовалась в 1861 году, когда в результате проигранной Российской империей Крымской войны Бессарабия вошла в состав Валашского княжества и вернулась под протекторат Турции. Часть болгар тогда из Бессарабии уехала на восток.
Помню, еще в 1988 году, когда встал вопрос, вводить ли факультативно болгарский язык, в Министерстве образования и науки состоялось совещание при участии представителей районных отделов народного образования из мест компактного проживания болгар. Представители из Бессарабии были против изучения болгарского языка... Мол, мы учим русский, украинский, английский, куда еще болгарский. Они не понимали, для чего это. Заврайоно из Бессарабии говорит: «Если будем изучать еще и болгарский, придется отказаться от украинского». А вот заврайоно из Приазовья говорит: «У нас никто не отказывается, все будут учить и украинский, и болгарский язык». Когда же в Болгарии сказали, что они готовы принимать студентов-болгар из Украины на обучение, все поняли, почему нужно учить язык.
В свое время я слышала, как приазовская украинская болгарка говорила дочке: «Ты ездишь в Болгарию, но помни, что ты — украинская болгарка». Убеждена, что формированию именно такой идентичности должно способствовать государство.