Где, как не под крышей, ближе к небесам, играть историю любви? Пылкой! Неудержимой! Болезненной до смерти... И уже в самом названии спектакля заложена тональность — «Страдания юного Вертера». В основу постановки лег знаменитый роман в письмах, который считается самым совершенным созданием Иоганна Вольфганга фон Гете периода «Бури и натиска» (он принес его 25-летнему автору мировую славу), а название стало нарицательным вот уже почти 240 лет!
История практически автобиографичная, и это придает особый привкус правдивости и эмоциональности. В небольшом немецком городе Вецларе, куда 23-летний Гете приехал по делам юридической практики, он страстно влюбился в Шарлотту Буфф — невесту своего приятеля, одного из секретарей Ганноверского посольства. Вскоре, неожиданно для всех, он уезжает из города, отослав прощальное письмо Шарлотте. А затем сам получает письмо от приятеля, из которого узнает, что застрелился один молодой человек, тоже влюбленный в жену своего друга... Под впечатлением нахлынувших чувств и новостей, весной 1774-го, за четыре недели, Гете напишет «Страдания юного Вертера».
Новый спектакль Театра им. Леси Украинки родился из самостоятельной курсовой работы трех актеров студии: Валерия Величко (Вертер), Елены Тополь (Лотта) и Виталия Метерчука (жених Лотты Альберт). Так как материал оказался ими достаточно «обжитым» и убедительным, руководство Русской драмы решило дать молодым актерам «зеленый» свет на новый репертуарный спектакль. Кстати, эта троица уже обратила на себя внимание и в других спектаклях театра. Так, Елена Тополь два года назад была номинанткой «Киевской пекторали» за лучший дебют в главной роли спектакля «Ангелочек, или сексуальные неврозы наших родителей». А совсем недавно выступила в одной из главных ролей премьерного спектакля «Мнимый больной». Здесь же задействованы и два ее партнера. А Валерий Величко также занят в главной роли нового спектакля «Любовное безумие». Его название очень точно характеризует и состояние Вертера в исполнении актера. Его романтический герой-максималист пылок, непосредственен, умен, и... болезненно чувствителен. Уже с первых фраз лицо Вертера-Величко «живет» множеством эмоций: оно восторгается, негодует, удивляется. А руки постоянно нервно поправляют непослушные волосы. О таких говорят — неврастеник! Наверное, именно такой молодой человек может так тонко все чувствовать и болезненно реагировать. Но на протяжении спектакля, вне зависимости накала эмоций и ситуаций, этот Вертер не меняется, ни на минуту не выпускает себя из заданного напряженного круга. И начинаешь понимать, что этот Вертер с самого начала своей молодой жизни обречен на гибель! Если не от разделенных чувств, то от любой другой не решаемой проблемы, а в результате — от накопленной неудовлетворенности окружающей действительностью. Любовь как повод, как последняя капля...
Его антипод — Альберт (в начале жених Лотты, а потом и муж): типичный толстокожий бюргер, у которого все наперед просчитано. Спланирована им и юная романтичная Лотта, априори в будущем хорошая мать и хозяйка очага. Виталий Метерчук, играющий эту роль, нашел точные детали своего холодно-расчетливого героя, вплоть до забриолининой прически (у него даже волосы знают свое место!), в отличие от свободно развевающихся волос Вертера. Интересная находка молодых актеров (а может и их помощников-постановщиков). Такой Альберт с первой секунды встречи со своим визави насторожился: Вертера надо опасаться — он другой, а значить опасный.
Но центральной фигурой в треугольнике спектакля является все же Лотта. У зрителей разные мнения об исполнении этого образа Еленой Тополь. Мол, не тот масштаб героини у Гете, но есть в разности трактовок, на самом деле, и одно из достоинств живого искусства театра. Важно то, что образ Лотты-Тополь находится в развитии. В начале истории это трогательная девушка-подросток, несущая на своих хрупких плечах домашние проблемы. Наверняка эта одновременно ее беззащитность и восторженность и покорили впечатлительного Вертера-Величко, почувствовавшего в ней родную душу. Да и трагедия его в том, что все остальные девушки не выдерживали сравнения с Лоттой. К тому же и она связала свою жизнь с «чужим» ей человеком. И в конце спектакля мы видим уже не жизнерадостную девушку, а уставшую и разочарованную женщину.
Ведь и вертеровская любовь-бред, любовь-боль, любовь-наказание Лотту пугает. Недаром в спектакле она выступает и в образе Рока, вкладывающего в руки Вертера пистолет. И то, что герой обречен, было «прочитано» еще в прологе спектакля, с появлением мистической Лотты-Смерти со свечой в руках.
Хочется отметить и «многоговорящие» костюмы, особенно Лотты (костюмы и декорации создали Елена Дробная и Дарья Николаева), и корректно дополняющее настроение и стиль спектакля музыкальное оформление (Александр Шимко), и подчас как бы незаметные, но точно выстреливающие режиссерские детали (Станислав Сукненко). И в результате, когда слышишь зрительские впечатления, то чаще повторяются слова «красивый и трогательный спектакль» с ключевым словом «трогательный», и понимаешь — история, которая старше всех нас на два с половиной столетия, очень актуальна, и спустя века ничего в наших сердечных механизмах не изменилось...