Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О тотальном дефиците праздничности

Вчера в Национальном театре им. И. Франко чествовали победителей престижной профессиональной премии «Киевская Пектораль»
26 марта, 2013 - 12:20
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ ЛИСОВЕЦ В ЭТОТ ДЕНЬ ПОЛУЧАЛ ПОЗДРАВЛЕНИЯ И КАК ИМЕНИННИК, И КАК ТРИУМФАТОР «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО
СПЕКТАКЛЬ «ОПИСКИН. ФОМА!» (КИЕВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА В ПОСТАНОВКЕ АЛЕКСЕЯ ЛИСОВЦА) ПОЛУЧИЛ ПРИЗ В НОМИНАЦИИ «ЗА ЛУЧШИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Сегодня очень меткой кажется шутка — сегодня не 26марта, а 54 февраля! Действительно, с такими климатическими изменениями мы скоро будем жить не по естественному календарю, а за торжествами, которые знаменуют те или иные времена года? Среди таких неотвратимо притягательным является Международный день театра, который будем отмечать 27 марта. К этому празднику вот уже 21 год подряд приурочивается вручение театральной премии «Киевская Пектораль».

Из многочисленных определений театра мне больше всего нравится Жана Кокто: «Театр это ложь, которая говорит большую правду». Неправда — в смысле помпезных интерьеров, древностей, дорогих костюмов и украшений, крови, снега и еще множества имитаций, материального. Большая правда — в смысле дум и чувств.

Иногда спрашиваю у зрителей — для чего они приходят в театр? За утешением, чтобы отвлечься от быта, развлечься, — отвечают чаще всего. А когда наблюдаю за ними в ( домашнем по жанру и традициям) театре «Сузір’я», то, прежде всего, вижу, не чувствую, а именно вижу, как прорастает, формируется, созревает плод общности рассуждений, переживаний, оценок, размышлений. Поэтому я лично считаю театр точкой координации течения жизни. Каждому человеку очень важно понимать, созвучна ли она вечному и современному, отвечает ли ее интеллектуальный уровень настоящему и еще многое другогое, что убеждает в правоте высказывания М.Лепажа: «Человек ходит в театр, чтобы оставаться человеком». В Киеве людей, которые ходят в театр, хвала Богу, очень много! Есть и такие, в мотивации культурных вылазок которых доминируют далеко не эстетичные идеалы. О них театралы говорят: «Не место красит человека, а ряд, в котором это место находится».

Настоящим почитателям Мельпомены в 2012 году театрами Киева было предложено 87 (!) премьер. В них театр представляет сосредоточенность на понимании современной жизни в реалиях не столько нашей страны, нашего города, сколько в масштабах семи, человечества, понимании планеты, как общего дома, ощущение ответственности человека за вечное непрерывное и актуальное течение жизни.

Практически не было ни одного представления, которое подавало бы жизнь в жанре так называемой «чернухи». Громко говорится о слабом огне желаний. Театр ярко демонстрирует красоту высоких чувств, мощных эмоций, и вместо искусственных заменителей предлагает адреналин красоты существования, вкус эмоционально насыщенной жизни. Много размышлений о достоинстве личности в житейских трудностях. Понимание сверх ценности душевного богатства, кажется, способное защитить от бесстыдства воровства уродства борьбы за власть... деньги, должности, которым пропитано наше настоящее.

Звучит тревожная нота осознания успеваемости исключительно в заграничных реализациях — учиться, жениться, работать за границей. Одним словом, театр, приводит в действие пружины жизни, волнуют ум, убеждает сердце. Он как желаемая контрольная работа по грамматике сердца и пунктуации души.

Театр обращает внимание на тотальный дефицит праздничности. А без радости существования любое экономическое продвижение — реальное или внушаемое — ничего не стоит. Синтетическая природа искусства театра делает его чрезвычайно эффективным инструментом формирования культурного общности. Одной из составляющих уникальности сообщества киевлян есть высокий уровень театрализации жизни. К сожалению, об этом часто забывают.

Скажем, открытие моста через Днепр не становится праздничным доказательством единства Украины и поздравляется, а венчается всего лишь высоким актом перерезания ленточки.

«Киевская Пектораль» не пытается определить лучших в искусстве театра. Это не Олимпийские игры, а инструмент привлечения внимания, модератор художественной дискуссии по поводу жизненных показателей современного театра.

Представляете, в одной номинации соревнуются Национальная опера, камерный театр «Сузір’я», Национальная оперетта... Значит, что-то интересное происходит на территории музыкального театра! Вдруг на первые позиции вышли сценографические решения на малых сценах. Может, так формируется самоценность сценографии малых форм? Но самое важное то, что в наших театрах люди увидят себя и что-то важное о себе поймут.

Газета «День» информировала о номинантах на премию на сайте и сегодня в числе первых называет лауреатов «Киевской Пекторали».


ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «КИЕВСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ»:

•          «Опискин. Фома!» (Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра ) — лучший драматический спектакль;

•          «Перехрестя» (Национальная опера и «Киев-модерн-балет») — лучший музыкальный спектакль;

•          «Дюймовочка» (Муниципальный академический театр кукол) — лучший детский спектакль;

•          «Корабль не придет» (Новый драматический театр на Печерске) — лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены);

•          Алексей Лисовец «Опискин. Фома!» (Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра)            — лучшая режиссерская работа;

•          Владимир Кузнецов, Лемарес «Лист Богу» (Театр на Подоле) — лучшая мужская роль;

•          Лариса Парис «Эллины, этюды к трагедии «Аякс» (студия «Парис») — лучшая женская роль;

•          Олег Стальчук, Баран «Перехресні стежки» (Театр им. И.       Франко) — лучшая мужская роль второго плана;

•          Екатерина Кистень, Княгиня «Святой ночью» (Театр на Печерске) — лучшая женская роль второго плана;

•          Борис Орлов и Игорь Рубашкин «Корабль не придет» (Театр на Печерске) — лучшая сценография;

•          Александр Курий «Войцек. Карнавал плоти» (Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра) — лучшее музыкальное оформление;

•          Ольга Семешкина «Перехресні стежки» (Театр им.       И.        Франко)         — лучшее пластическое решение;

•          Антон Соловей, Саша-Коля «Найлегший спосіб кинути курити» (Совместный проект Центра им. Л. Курбаса и театра «Відкритий погляд») — лучший актерский дебют.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, сопредседатель Оргкомитета премии «Киевская Пектораль», председатель Киевского отделения НСТД Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ