Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О трагедии Голодомора

Во Львове посредством музыки и театральных средств вспоминали о страшных моментах нашей истории
1 декабря, 2016 - 13:36
ЛИДИЯ ДАНИЛЬЧУК В МОНОСПЕКТАКЛЕ «ГОЛОС ТИХОЙ БЕЗДНЫ» ПЕРЕДАЛА ВСЮ ГАММУ ЧУВСТВ

О геноциде голодом украинского народа опубликовано немало научных исследований, публицистических статей, живых свидетельств, художественных произведений как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако эта страшная трагедия, которая унесла миллионы человеческих жизней и, по сути, создала сегодняшнее постголодоморное, посттоталитарное общество (по выражению американского многолетнего исследователя Голодомора Джеймса Мейса), продолжает так глубоко волновать людей, особенно представителей искусства разных жанров.

Во Львове, в поминальные дни Голодомора, произошло по крайней мере два события, которые высокохудожественным языком рассказали о тех страшных преступлениях почти столетней давности.

Львовская областная филармония в память миллионов невинно убиенных представила монументальный шедевр австрийского композитора Густава Малера - Вторую симфонию, которой наследник традиций Бетховена, Шуберта и Брамса завершил вековой период развития симфонии и открыл пути для будущего. Глубоко философское произведение ставит вечные вопросы жизни и смерти. Но композитор делает выразительный акцент на воскресении. Это величественное произведение написано на слова самого Малера и на строки из оды Фридриха Готлиба Клопштока «Воскресение», которые мощно звучат в финале симфонии, убеждая слушателя, что жизнь всегда побеждает смерть и даже самые большие трагедии не способны обуздать непреходящую энергию бытия. Глубокий замысел композитора воплотили Симфонический оркестр Львовской филармонии (главный дирижер Тарас Крыса, США - Украина), Галицкий камерный хор (руководитель хора Василий Яцыняк) и солисты - Христина Макар (сопрано) и Татьяна Вахновская (меццо-сопрано). Самую высокую эмоциональную коду звучания произведения обеспечило талантливое высокопрофессиональное дирижирование маэстро Теодора Кучара, известного в мире американского дирижера украинского происхождения. Сегодня он - музыкальный директор и дирижер Филармонического оркестра Фресно и камерного оркестра Рено, директор оркестровой школы музыкального фестиваля в Кенте, художественный руководитель фестиваля камерной музыки Невады (США).

НАИВЫСШУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОДУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ БЛАГОДАРЯ ТАЛАНТЛИВОМУ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ДИРИЖИРОВАНИЮ МАЭСТРО ТЕОДОРА КУЧАРА, ИЗВЕСТНОГО В МИРЕ АМЕРИКАНСКОГО ДИРИЖЕРА УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ФОТО ИЗ FACEBOOK НЕДЫ НЕЖДАНЫ

Трагическая тема была не менее глубоко представлена уже словом и пластико-шокирующим спектаклем «Голос тихой бездны» (авторНеда Неждана, которая присутствовала на этом мероприятии). Моноспектакль осуществлен «Театром укошику», который создали режиссер Ирина Волицкая и артистка Лидия Данильчук. Действо состоялось в театре «Люди и куклы». Зрители пережили целую гамму чувств: любви, ненависти, животного страха, безграничной боли, бесчеловечной агрессии, равнодушия, уныния и большой духовной силы, которая сумела победить предельную линию обезлюдения героини спектакля, остановить ее на краю бездны.

Органично, в одном экспрессивном порыве сплелись образный поэтический текст драматурга, лаконизм на границе с аскетизмом режиссерского языка, глубокая пластическая выразительность и замораживающий драматизм слова актрисы. Невольно возникало ощущение античной трагедии. Этому способствовала как сценография, так и стилизованная под античность одежда героини. Особенно остро и пронзительно на зрителя подействовал метафорический образ сломанного крыла птицы из сказки «ИвасикТелесик». По словам Неды Нежданой, именно этот образ, который пришел к ней во сне, вдохновил ее на написание пьесы о Голодоморе, воскресив в памяти рассказы бабушки об этом нечеловеческом ужасе и испытании на человечность. Поистине настоящее искусство способно вызвать катарсис сопереживания, духовного очищения и воскрешения веры в человека и жизни.

Наталья ГУМНИЦКАЯ, Львов. Фото с facebook Неды Нежданой
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ