Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О трудностях исполнения шедевров

9 февраля, 2005 - 20:11
СОФИЯ СУЛЬДИНА / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

В Доме ученых прошел вечер камерной музыки. Сонаты Моцарта, Бетховена и Грига исполнили профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, заслуженный артист России Сергей Урываев (фортепиано) и лауреат международного конкурса София Сульдина (скрипка, Киев).

Камерная музыка — совершенно особенная область огромного массива музыкальной палитры. Несмотря на то, что партия каждого инструмента, участвующего в ансамбле, сравнима с сольной по яркости характеристик и технической сложности, здесь, на мой взгляд, отсутствует чувство сценической «обнаженности», которого не избежать отважному солисту, выходящему к публике один на один. Напряжение, неизбежное при появлении на сцене перед множеством людей, сценическое волнение, радость артиста — все это изобилие эмоций делится поровну на всех участников ансамбля; от этого негативные ощущения ослабевают, а приятные — умножаются благодаря внимательному взаимодействию исполнителей. Необходим тонкий баланс, умение «не задавить» партнера, в то же время не уходя в тень… Камерные произведения, прозвучавшие в этот вечер, относятся к лучшим образцам созданного в этом жанре. А играть шедевры — невероятно трудно: слишком многие (и не худшие!) музыканты прошлых лет и современности «покушались» на них, создав своего рода эталоны исполнения. Прелестная в своей изысканной простоте ми минорная соната Моцарта для скрипки и фортепиано, лишенная показного блеска и преувеличенной пышности, требует безупречного вкуса и чувства стиля. За Моцартом последовал Григ: Соната №3 до минор — пылкая, красочная, романтически-взволнованная и виртуозная, где не обойтись без темперамента, юного задора и живописной поэтичности. Слушать эту замечательную музыку уже само по себе — наслаждение, а в таком живом и увлекательном исполнении — тем более. Обаяние таланта исполнителей в сочетании с профессионализмом всегда убеждает. Удивительно было слышать, как зачарованно, едва дыша, слушают зрители вечера.

Во втором отделении концерта прозвучала легендарная Девятая соната Бетховена для скрипки и фортепиано («Крейцерова»). Тот, кто пробовал играть камерные произведения Бетховена, знает, как это трудно — воплотить в рамках классически стройной формы бетховенскую страсть и могучий размах, как заметны в них малейшие неточности и как разочаровывает здесь схематизм… Прибавьте сюда специфику ансамблевой игры, которая требует внятности и контроля — и задача кажется невыполнимой. Вообще, невероятную нагрузку выступления на сцене — изнурительную подготовку почти двухчасовой программы, волнительное появление перед публикой, что требует физической и душевной выносливости — можно выдержать, только если очень любишь играть… Впрочем, говорить о деталях можно долго, но, кажется, в этот вечер происходило самое главное, что только может быть в музыке и любом другом искусстве: было интересно. Слушатели не могли ни на миг отвлечься от происходящего на сцене (а ведь завсегдатаи концертов знают, как хорошо под музыку думается о разных необязательных и приятных вещах…). Заражало простодушное удовольствие от самого процесса игры, которое не скрывал почтенный профессор, подкупали искренность и естественность в сочетании с благородством. Незначительные и редкие погрешности ничуть не омрачили общего впечатления от великолепно сделанной, разнообразной и в то же время гармонично выстроенной программы.

Желающих услышать этот дуэт оказалось столько, что они не помещались в Большом зале Дома учёных. Эту отрадную картину — свидетельство любви киевлян к классической музыке — омрачал только дилетантский энтузиазм, который заставлял слушателей хлопать между частями многочастных сонат (среди профессиональных музыкантов это считается дурным тоном).

Из всего вышесказанного уже ясно, что Сергей Александрович Урываев — концертирующий пианист. Можно добавить, что выступает он достаточно интенсивно как в России, так и за её пределами; в частности, его игру можно было слышать и в Киеве. Однако нельзя не упомянуть и другую область деятельности этого уважаемого профессора: Урываев — великолепный педагог (заведующий кафедрой камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории), чья преподавательская манера сочетает обаяние, недосягаемый профессионализм, меткую образность речи… Те, кто видел Сергея Александровича в этом качестве, вряд ли смогут когда-нибудь забыть его уроки. Прямо на глазах творится чудо — одушевление нотного текста и появление из него красноречивого, как слово, характера; безупречного стиля и мастерского технического воплощения. Ученик, подвергаемый этим превращениям, иногда сам не сразу может поверить в свою способность играть так, как получается под руководством Урываева.

С удовлетворением можно отметить еще и качество игры — в отличие от множества приезжих мэтров, которые, снисходя до нас, порой не гнушаются очень небрежными выступлениями, санкт-петербургский гость на совесть подготовился. Пианистическое мастерство он проявлял так непринужденно, что, казалось, играть эту головокружительную по технической сложности музыку невероятно легко. Никакой осторожности в темпах, тусклого звука и бледных образных характеристик — этот великолепный профессионал не давал себе поблажек. Кроме того, на этом концерте проявилась отличительная черта санкт-петербургской школы — умение «играть ушами», а не только руками — то есть ориентироваться на слух, на красоту звука, богатство тембральных красок.

София Сульдина давно проявила себя в качестве участника ансамблей самого разнообразного состава; участвовала в множестве концертов и конкурсов. Неудивительно, что, имея такой большой и успешный исполнительский опыт, она была в этот вечер достойным партнером замечательного пианиста.

Вообще, в камерном ансамбле есть что-то удивительное и щемящее: двое перед толпой, искренние и одинокие… Чем опытнее, чем талантливее и профессиональнее музыканты, тем меньше им нужно времени, чтобы «слиться в едином порыве» — то есть чутко слышать друг друга, помогать партнеру, улавливая его дыхание и фразировку, и показывать его в самом выгодном свете. Итак, концерт позади. И, как показал абсолютный и несомненный аншлаг, неподдельное искусство не нуждается в рекламе. Оно самодостаточно.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ