В Киеве будут представлены два спектакля — «Игроки» Гоголя и «Мариенбад» по Шолом-Алейхему. На общем фоне дефицита приличных спектаклей, не просто сделанных умелой рукой, но и несущих человеческую сердечность его создателей, приезд в Киев одного из лучших московских театральных коллективов порадует зрителей. Появление в гастрольной афише нашей столицы имени режиссера Сергея Женовача вселяет надежду на то, что вкусы публики меняются к лучшему. А значит, вскоре в Украину можно будет везти и спектакли других интересных постановщиков, почитаемых в театральном мире, но, увы, пока неизвестных нашему зрителю.
«Студия театрального искусства» (СТИ) была создана в 2005 году Сергеем Васильевичем Женовачем, одним из ведущих российских театральных режиссеров и педагогов, на базе его актерского курса. Ныне в Москве на спектакли этого театра билеты раскупают за несколько месяцев! Женовачу удается быть не просто охранителем традиции русского психологического театра, но и творчески их развивать. Если прибегнуть к политической лексике, то Сергей Васильевич принадлежит к либеральным консерваторам.
«Игроков» худрук СТИ поставил в 2007 году, за год до того, как созданный им из вчерашних студентов ГИТИСа театр получил в российской столице свое помещение (ныне действует правительственная поддержка новых театров, и это отличает Москву от Киева). Отреставрированное здание было приспособлено под театр при участии замечательного сценографа Александра Боровского, создавшего для нового коллектива уютный театральный дом. Художник создал строгую, лаконичную среду и для «Игроков», заменив интерьер гостиницы, в которую Гоголь поселил своих героев, на казино, где за зеленым столом и соберутся заядлые картежники. Тема игры, страсти, азарта, захватывающего человека с головой, которая легла в основу многих литературных произведений, в спектакле СТИ лишена мистической окраски. Карточная игра стала для режиссера поводом поднять тему подлости и циничности мира, в котором если кто-то побеждает, кто-то выигрывает, то кто-то должен проиграть... В мире, где мошенничество, шулерство из постыдного порока превратились в достоинство, дружба и любовь побеждают крайне редко.
— В «Игроках» нет главных и второстепенных персонажей — есть выигравшие и проигравшие, — подчеркивает С. ЖЕНОВАЧ. — Это очень циничная ситуация, но если ты вступил в игру, не важно, каким образом ты выиграешь, где и как сжульничаешь, иначе обыграют тебя. Проигравшим же быть не хочется. А в такой пограничной ситуации люди проявляются по-разному, могут быть милы, симпатичны, обаятельны, неумолимы, жестоки, отвратительны...
О любви, вернее страсти, ради которой можно пренебречь всем чем угодно, в том числе и дружбой, речь идет и в спектакле «Мариенбад». Эпистолярный роман Шолом-Алейхема, написанный вначале прошлого века, инсценировал и поставил Евгений Каменькович (он же выступил в качестве сценографа), давний соратник Сергея Женовача по ГИТИСу.
«Не роман, а путаница» — так охарактеризовал свое произведение автор, имея в виду, как можно понять, не только его сложную структуру («Мариенбад» состоит из 37 писем, 12 любовных записок и 47 телеграмм), но и запутанные отношения героев. Отправляя жителей еврейского варшавского квартала на немецкий (теперь чешский) курорт Мариенбад, писатель дал волю воображению, ведь на курорты люди ездят не только для того, чтобы отдохнуть и подлечиться. Тем более молодые дамочки и господа. В программу курортной жизни, наряду с лечебными процедурами, входят еще и любовные романы, а также вытекающие из них сплетни (это составляет основное содержание переписки). Кто поверит в то, что молодая супруга немолодого мужчины, оказавшись вдали от дома, устоит от ухаживаний, даже если ухажер является товарищем мужа и по его же просьбе должен следить за «облико морале» чужой жены? Собственно, вся путаница, которая возникает, когда люди, поддавшись порыву страсти, забывают, кто с кем в каких отношениях должен состоять, кто кому — жена и кто кому — муж, и составляет сюжетную канву спектакля. Сообщающие об изменах письма и телеграммы летят из Мариенбада на варшавскую улицу Налевки, внося сумятицу в умы и смятение в души добропорядочных граждан... Единственный способ остановить поток сплетен — перестать вскрывать злополучные конверты. Но без них жизнь уже не жизнь. Их ждут с жаждой мести, надеясь прочесть в них мольбы о прощении...
Молодые актеры с таким удовольствием погружаются в двойную, тройную игру, которую ведут их герои, с такой находчивостью живописуют характеры, выписанные с юмором, что зритель на несколько часов невольно становится тайным соучастником любовных интриг...