Долгое время наша столица была родным городом для Владимира Смотрителя. Закончив Киевский институт театрального искусства им. Карпенко- Карого, он был ведущим артистом Театра юного зрителя, потом, почувствовав в себе достаточно сил для самостоятельной творческой работы, уехал в Хмельницкий и организовал там собственный монотеатр, назвав его «Кут».
И зажил актер в своем уютном театральном «уголке» счастливо. Он занимался любимым делом, создавал собственными руками театральное пространство так, как его понимал, чувствовал, формировал его соответственно своим эстетическим запросам. А они у Смотрителя всегда были высокими. Вокруг театр «Кут» начала собираться культурная интеллигенция Хмельницкого, появились настоящие ценители моноискусства, которые с нетерпением ждали новых спектаклей Владимира Смотрителя. На сегодняшний день на репертуарной афише театра «Кут» — десять спектаклей, разных по авторскому прочтению, тематике и жанрам, но объединенных актерской самоотдачей и талантом Смотрителя.
Желая приобщать хмельничан, которых актер уже давно считает земляками, к театру, он придумал громкую художественную акцию. На базе своего театра организовал Международный театральный фестиваль «Розкуття», на который приглашает мастеров разных областей искусства, работающих в моножанре. Разнообразие представленных граней творчества настолько интересно и познавательно, что фестиваль «Розкуття» стал неотъемлемой частью культурной жизни Хмельницкого и его ежегодно с нетерпением ждут все театралы.
Новый спектакль актера называется «М. Гоголь. Мертві душі, або Он бач, яка кака намальована». Сценическую версию и постановку спектакля осуществил киевский режиссер Евгений Курман. Это уже не первая творческая встреча актера и постановщика на сценической площадке, они хорошо понимают друг друга, но этот спектакль — непохожая на предыдущие попытка исследования пластических возможностей Владимира Смотрителя.
Увидев название моноспектакля, зрителям, однако, не стоит надеяться на встречу с бессмертным творением Гоголя «Мертвые души». Недаром в афише заявлено — версия. А варианты версий, как говорится, широки, высоки, глубоки... Фантазия творца способна парить под облаками, спускаться в ад, носиться просторами Вселенной. На этот раз причуда режиссера «отправляет» исполнителя за границы мрачной реки Стикс, в страну Мертвых душ...
Через занавес из прозрачного полиэтилена виден еще один, со стилизованным изображением карты небесных светил, вращающихся в бездне космоса. Под соответствующее звуковое оформление звездой в темноте мечется душа, улетающая вдаль, покидающая просторы бытия. Так, очевидно, представляет режиссер процесс расставания души с телом. После раскрытия занавеса-карты, зритель воочию увидит погребенное тело, скульптурно задрапированное подобием савана. Изломанно-странной траекторией движений актер изобразит «воскрешение», существование души за гранью этой жизни. Фантасмагорию происходящего — то ли морг, то ли преисподняя — помогают прояснить два сопровождающих комментариями весь спектакль голоса. Они поведают зрителям о странной и загадочной смерти Николая Васильевича Гоголя, о судьбе героев романа «Мертвые души».
Душа писателя словно перевоплощается, реинкарнирует в персонажей, им придуманных. Владимир Смотритель, оставшийся почти нагим — (обнаженная душа), меняет пластику и создает хореографический рисунок образа Чичикова, узнаваемого Ноздрева, ставших нарицательными персонажами Коробочку и Плюшкина. Душа «мается» со всеми этими героями, пытается исправить прожитое, хочет освободиться от наваждения и найти покой в высшем смысле этого понятия. Но настоящего успокоения творец не может найти и за последней чертой. Тайна души Гоголя, унесшего свою загадку в могилу и даже оттуда насмехающегося над попытками разгадать его послание человечеству, велика. Спасибо гению, Николай Васильевич Гоголь дал возможность на долгие столетия думающим, стремящимся постичь смысл бытия художникам строить свои «замки на песке»...
Спектакль «М. Гоголь. Мертві душі, або Он бач, яка кака намальована» напоминает интеллектуальный ребус. Необычный по форме, откровенный, эпатирующий, задевающий зрительское восприятие преимущественно на эмоциональном уровне. Он дает возможность строить на основании увиденного собственные загадки относительно такой всеобъемлющей личности, как Николай Гоголь. Зрителей подкупает искренность актера, который самозабвенно, словно по наитию внутреннего голоса, «движется» по невидимой линии, разделяющей жизнь и смерть. По разумению Владимира Смотрителя душа человеческая может вести себя именно так, но как происходит на самом деле, не узнает никто. Человечеству остается только без устали трудиться на поле фантазии, взращивать плоды своих иллюзий, смиряться с неизбежностью и тешить себя радостью возможности воскликнуть со снисходительным пренебрежением, глядя на изображение черта: «Фу, бач, яка кака намальована!»... Но так ли безнаказанна подобная дерзость?