Картины украинской художницы высоко оценивали известные мастера кисти Федор и Василий Кричевские, Анатоль Петрицкий, Василий Седляр, Николай Глущенко.
Нина Вячеславовна Котек (1903—1984 гг.) из дворянской семьи. Отец — сын эмигранта (из чешских дворян), был учителем музыки в Каменец-Подольском. (К слову, его старший брат Иосиф Котек — выдающийся скрипач и композитор, ученик и друг Петра Чайковского). Правовед по специальности, председатель съезда мировых судей Минской губернии, имел чин действительного статского советника. Во время революции семья оказалась в большевистских списках на расстрел. Их заранее предупредили, и они успели выехать с тремя детьми Вадимом, Ниной и Анной к родственникам в Житомир. Здесь бывшая гимназистка, Нина начинает серьезно заниматься рисованием, и в 1925 г. поступает на живописный факультет Киевского художественного института.
Вспоминая прошлое, художница записывает в дневнике: «Много света, много разговоров, много запахов красок, растворителей, лаков. Мольбертами отгородившись, закрылась у окна и пишу... страшно, что же это выйдет, опять ли будет не то в живописной палитре? Поняла цвет, поняла, что одно пятно не существует без другого, поняла, что брать его нужно не от натуры, а от своего внутреннего, и так все ясно стало! Радость познания и страх потерять это познание, которое пришло не через чувство, а от прозрения какого-то инстинкта... Модель — портниха на сером фоне, делается девушкой в зеленом платье на розовом фоне. Товарищи подходят и удивляются: если бы не видели, не поверили бы, что ты написала»...
Первый творческий этап Н. Котек характеризовался склонностью к формальным поискам с уклоном импрессионизма и неоромантизма. Некоторые работы написаны мазком экспрессиониста. Среди произведений — пейзажи, натюрморты и портреты. Немного полотен осталось с довоенных лет: «Автопортрет» (1929), «Портрет сестры» (1938). Всестороннюю одаренность Нины заметил украинский писатель Гео Шкурупий, предлагая ей писать прозу.
Благородство и вера, преданность родных и друзей помогала супругам Котек- Ержиковский достойно пройти через испытания лихолетья. Так, в довоенные годы, когда ее мужа Сергея Николаевича Ержиковского (1895—1989 гг.) уволили с работы в Киевском художественном институте, нависла угроза ареста художника... Вторая мировая война разлучила семью — муж с первых дней ушел на фронт, взяв с собой, как талисман на удачу, детскую игрушку, а жена с больным сыном осталась на оккупированной территории. Чтобы выжить ей приходилось выменивать живописные работы на хлеб, крупу и молоко. Еще вязать из шерсти платки, шить из мешков юбки... Скитания, угрозы жизни (Нину трижды едва не расстреляли)! Только после войны, когда с фронта вернулся муж, жизнь постепенно налаживалась и появилась возможность заниматься творчеством. Нина Котек признавалась, что живопись для нее такая же необходимость, как хлеб и воздух!
Основными жанрами талантливой художницы в послевоенные годы стали портрет, натюрморт и пейзаж. Собственную стилистику, как средство выражения мироощущения, обозначала через цвет, считая его доминантным в живописных работах. Колористическое воплощение гармонизирует замысел, сюжет, рисунок и композицию. Эстетическая выразительность, лирически взволнованный порыв характерны для картин «Портрет матери» (1945), «Сын в узбекской тюбетейке», «Берег Азовского моря», «Ирина Беклемишева», «Закат солнца над морем» (1947), «Карпаты около Вижницы» (1948), «Над Днепром», «Раиса Левицкая в гуцульском наряде» (1949).
Картины, написанные на пленере, передают авторскую чувствительность к природе, внимательность к переменчивым настроениям украинских ландшафтов. Из воспоминаний Н. Котек узнаем, что на Азовском море «лучи солнца, которое пряталось за горизонт, были разлиты не красным, а зеленым золотом на воде». А в Прикарпатских видах ее очаровало поразительно короткое предвечернее мгновение: «Вокруг было еще совсем ясно, хотя уже отошел розовый закат солнца, а сумерки еще не загустели. Природа затаилась. Вдали синели горы, ели стояли темными силуэтами». Свидетельством встречи с прекрасным стали картины «Склон горы. Непоротово», «Тучи над Днестром» (1951), «Сирень» (1957), «Летний день» (1965), «Канев. Вечер» (1966), «Осень в Седневе» (1971), «Над Сновом» (1973).
Последние годы жизни, из-за болезни глаз, художница работала только акварелью. Однако, пренебрегая запрещением врачей, Нина Вячеславовна пыталась писать и масляными красками. Так возник замысел портрета Эллы, дочери приятелей Пимена и Клавы Рудяковых. Но завершать ее работу пришлось уже Сергею Николаевичу...
Искусствовед Людмила Миляева, характеризуя этих супругов-художников писала о них, как «о круге настоящих интеллигентов, высоконравственных и высокообразованных людей с очень развитым художественным вкусом, которые не вписывались в прошлую систему, хотя и вынуждены были в ней жить и творить».
Профессиональной мудростью родители делились с сыном Олегом. «Искусство сделало нашу жизнь интересной и счастливой», — говорила Нина Котек, завещая быть самим собой, иметь свой художественный язык и «никогда не отходить от настоящего искусства, пусть оно будет в мозаике, во фреске, станковой живописи или в графике, никого не слушать и в первую очередь быть художником!»
Нина Вячеславовна Котек умерла 29 августа 1984 года. Но память об этой талантливой женщине и художнице живет. Три года назад в выставочном зале Национальной библиотеки Украины им. Вернадского была развернута экспозиция живописных полотен художницы. Ныне продолжается работа над подготовкой издания альбома, писем и дневниковых записей мастера. А также готовится выставка, чтобы масштабно представить работы Нины Вячеславовны и продемонстрировать работы ее мужа, Сергея Ержиковского (1895—1989), профессора КХИ (с 1947 г.), заслуженного художника Украины (с 1985г.). Сегодня творческий путь семьи художников продолжил их сын Олег Ержиковский в мозаичных панно, станковой живописи и графике.