Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Окно в мир

Триумф Кофмана, Крысы и Боннского симфонического оркестра
26 мая, 2004 - 00:00

Это был тройной праздник. Роман Кофман, известный украинский дирижер, приезжает домой, чтобы представить свой новый оркестр — престижный Боннский симфонический оркестр имени Бетховена (г-н Кофман был назначен художественным руководителем и главным дирижером Боннского симфонического оркестра имени Бетховена и Боннской оперы в 2002 году). Во-вторых, с ним приехал наш всемирно известный скрипач Олег Крыса, который в свое время завоевал награды всех самых престижных конкурсов скрипачей, а затем стал международной звездой. Хотя он ежегодно приезжает в Киев из своего теперешнего места проживания в США, с Боннским оркестром в Киеве Крыса выступал впервые. И наконец, это был первый визит ведущего западного оркестра в Киев (за прошедшее десятилетие к нам приезжали только оркестры из России и Польши).

Короткая увертюра Берлиоза — и на сцене появляется Олег Крыса, чтобы исполнить концерт Брамса для скрипки. После несколько сдержанного начала это произведение предстало во всей своей красоте, демонстрируя совершенную технику, изысканность, элегантность исполнителя. Нечасто можно встретить такую музыкальность, в которой каждая фраза непревзойденна. Это выступление стало триумфом, что красноречиво подтвердила восторженная аудитория: овации, возгласы «браво» и цветы не прекратились даже после того, как скрипач исполнил на бис произведение Баха для скрипки соло.

Во второй части оркестр исполнил «Героическую симфонию» Бетховена. После многочисленных поклонов Кофмана и оркестрантов овации не прекращались, поэтому маэстро и оркестр выполнили на бис Венгерский танец №5 Брамса. Но исполнение «на бис» не только не успокоило аудиторию, а вызвало у нее такие эмоции, что, казалось, концерт никогда не закончится.

На следующий день — послеполуденный концерт, посвященный симфонии Брамса №4 и «Петрушке» Стравинского. Реакция аудитории на этот концерт была повторением вчерашнего вечера: «браво», цветы, поздравления, бесконечные вызовы на сцену дирижера и разных инструментальных групп оркестра. Мы привыкли слушать Брамса чаще, чем Стравинского, и это исполнение «Петрушки» казалось легким и просто роскошным.

Впервые в истории Украины мы имеем своего дирижера, который работает за рубежом и имеет возможность представлять украинскую музыку и, соответственно, украинских композиторов. Не все осознают, что единственным способом для выхода национальной музыки в мир может стать дирижер, представляющий музыку своей страны за границей. Совершенно неожиданно эта возможность появилась именно благодаря назначению Романа Кофмана главным дирижером Боннского оркестра. Существует много примеров того, как разные дирижеры и солисты содействуют распространению музыки своей страны в мире.

Роман Кофман уже сам положил начало этому процессу. В гастрольных поездках с двумя своими другими оркестрами — Киевским камерным оркестром и Студенческим оркестром Национальной музыкальной академии Украины (пусть слово «студенты» не введет вас в заблуждение, — это серьезный оркестр с международной репутацией) — он всегда включает в программу произведения украинских композиторов. Сейчас в Бонне он уже назначил на 28 ноября 2004 исполнение «Реквиема по Ларисе» Сильвестрова, за которым должны последовать произведение Евгения Станковича, которое еще пишется, для оркестра, хора и альта, транскрипции 24 Каприччио Паганини для оркестра Мирослава Скорика и другие. График оркестра имени Бетховена уже расписан до 2006 года, а в 2007 году этот оркестр будет праздновать свое 100 летие.

Дебют Боннского симфонического оркестра имени Бетховена в Киеве во главе с его художественным руководителем и главным дирижером Романом Кофманом прошел с большим успехом и оставил незабываемое впечатление, а также надежду на следующий приезд, который даст возможность наслаждаться музицированием на высшем уровне.

Ирена СТЕЦУРА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ