Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олег КРЫСА: Больше всего меня мучает плохой вкус в музыке

Высокий статус украинской исполнительской школы подтвердил бывший львовянин, а теперь американец
24 марта, 1996 - 19:36
ОЛЕГ КРЫСА ВЫСТУПАЕТ НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ИЗВЕСТНОМУ УКРАИНСКОМУ ДИРИЖЕРУ НАТАНУ РАХЛИНУ / ФОТО С САЙТА NEWSWE.COM

Скрипач Олег Крыса — ученик Давида Ойстраха, один из наиболее востребованных современных исполнителей. В этот раз знаменитый музыкант приехал, чтобы сыграть во Львовской филармонии концерт из шедевров скрипичной классики: Вагнера, Брамса, Шуберта, Крейслера, Сарасате, Дебюсси, Паганини, Глиера. В настоящее время гастрольные маршруты скрипача охватывают наибольшие музыкальные центры всего мира. Уникальный репертуар позволяет ему осуществлять такие широкие творческие проекты, как исполнение всех концертов Моцарта и Бетховена, цикла «История скрипичного концерта», который включает восемнадцать разных партитур. В общем, в репертуаре Олега Васильевича 72 скрипичных концерта (!), учитывая двойные и тройные, причем всех эпох.

— Свыше двадцати лет назад вы выехали на постоянное место жительства за границу. Не возникало ли мысли вернуться на Родину?

— У США есть прекрасные возможности воплощения моих идей, проектов, которые бы было значительно сложнее воплотить здесь, в Украине. Хотя я все равно остаюсь европейцем и украинцем. И каждый приезд на Родину — это праздник. В Штатах я преподаю и играю на скрипке. Я профессор Истменской музыкальной школы (Eastman School of Music) при Рочестерском университете. Учу молодежь из нескольких стран мира. В настоящий момент у меня учатся японцы, корейцы, австрийцы, поляки. А еще я много концертирую. Я бы, наверно, вернулся, если бы здесь, в Украине, были другие условия, и был бы моложе, а мне не 30 и не 50 лет. У меня был украинский период, потом — русский, теперь — американский. Я никогда не видел трагедии в том, что люди выезжают, потому что они набираются других идей, творчески обогащаются, а затем передают это своей Родине — концертами, мастер-классами, общением и т. д.

— Сегодня у вас есть среди учеников украинцы?

— Да. Это Маркиян Мельниченко, который приехал ко мне на учебу из Австралии. Его мать, пианистка, родственница известного певца Менцинского, выросла во Львове и воспитала талантливого сына. С гордостью могу сказать, что мой класс — один из лучших: качество исполнительства из года в год растет, как, в конечном итоге, и географичность.

— Как часто вы лично исполняете украинскую музыку? Какая, по-вашему, в настоящее время роль украинской музыки в мире?

— Украинская музыка нечасто звучит в Америке. Преимущественно на авторских концертах, фестивалях, специальных проектах, связанных с украинским искусством. Я играю достаточно много украинской музыки. В частности, записал три концерта с оркестром Александра Штогаренко, Виталия Губаренко и Мирослава Скорика, исполняю также произведения Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова, Ивана Карабица, причем некоторые произведения рождались в содружестве с этими композиторами. По-моему, музыка этих авторов — прекрасные произведения, причем высокого международного уровня. Как-то, после исполнения и записи Первого концерта Скорика принес пластинку Ойстраху, он послушал очень внимательно, а затем сказал: «Давай еще раз!». Причем не просто послушал во второй раз, а попросил ноты, партитуру, и позже очень внимательно присматривался к творчеству Мирослава Михайловича. Ойстрах даже сам хотел играть произведения Скорика — но, к сожалению, смерть помешала этому. На протяжении многих лет я стараюсь пропагандировать украинскую музыку, а это за рубежом непросто!

— Вам более близка классика или произведения современников?

— Я всегда прислушивался к современной музыке, и к этому побуждала, собственно, дружба сначала со Скориком, Станковичем, Карабицем, Сильвестровым, потом с их коллегами из России — Альфредом Шнитке, Софией Губайдуллиной, Эдисоном Денисовым и другими композиторами, в частности австралийскими и американскими, которые посвящают мне свои произведения. Есть музыка высокого уровня, и не суть важно, когда она написана — в XVIII или в XXI веке. Я играю прекрасную современную музыку и считаю, что она несет такие же принципы и задачи, как и музыка Баха и Моцарта. Я очень тесно дружил с композиторами, которых сегодня называют «классикой современности». Знаете, в детстве хотел писать музыку, но быстро понял, что это не мое дело. Хотя процесс написания музыки очень волнует до сих пор. И когда я вижу, как произведение на моих глазах рождается, а затем воплощается на сцене, причем с учетом моих пожеланий — это прекрасный процесс, который меня очень захватывает.

Есть несколько произведений, запавших в душу. Любимыми являются те, которые я сейчас выполняю. Иначе к музыке нельзя подходить. Хотя были у меня периоды, когда я увлекался романтической музыкой. Впоследствии, когда немножко стал мудрее, глубже начал заниматься классикой. Потом появилась современная музыка... Очень люблю барокко, и хотя не играю в этом стиле, а его элементы применяю когда учу своих студентов.

— У вас вся семья — музыканты: жена и сыновья. Как вы прививали своим детям любовь к музыке?

— Один сын родился в Москве, второй — в Киеве. Мы жилы в Москве рядом с консерваторией, и Большой, и Малый залы стали родным домом, потому что дети почти всегда с нами были на репетициях. Мы с женой часто брали сыновей на концерты. Конечно, они слышали аплодисменты и видели цветы. При этом понимали, чтобы стать музыкантом-профессионалом, нужно напряженно работать. И, бесспорно, был домашний террор, когда сыновья делали уроки по музыке. Я, кстати, в детстве не любил играть на скрипке! Мне нравилось играть в футбол и бегать по улице с одногодками. Не могу сказать, что мы принуждали, но заставляли сыновей заниматься музыкой! Мы делали это потому, что видели: наши дети талантливы. Они имели ощущение ритма, любили слушать музыку. Поэтому, к счастью, у нас больших конфликтов не было. Теперь они профессиональные музыканты, временами даже мы вместе выступаем. Я очень рад, что и за рубежом сыновья не бросили музыку. Потому что и в Америке музыка — это не профессия для зарабатывания денег. К счастью, сыновья продолжают музицировать, и я думаю, что им уже поздно изменять профессию. Единственное, что могу сказать: с музыкой совсем другая душа.

— Имеете ли вы внуков, и продолжается ли музыкальная династия?

— Одному 22, а второму — 11 лет. Младший что-то там начинает. А старший — нет, хотя очень любит музыку.

— Сколько лет вы женаты, и как удается и на сцене, и в жизни постоянно быть вместе?

— Мы женаты сорок четыре года. Постоянных браков между творческими людьми очень мало... (Жена Олега Крысы — пианистка Татьяна Чекина. — Т.К.). Мы очень старались. Кроме того, нас объединяет музыка. Хотя, бывают и критические моменты, не без этого. Но в спорах рождается истина.

— Имеете ли вы дома уголок Украины?

— Да! В спальне — украинские ковры, украинские подушки и вышивки. Висит украинская икона минималистического направления — мы ее очень любим. Это нам мой папа подарил: «Пусть она вас бережет». А на кухне Таня любит пользоваться гуцульскими тарелками и намисниками. Много у нас есть деревянных подсвечников. Комнаты украшены картинами украинских художников. Кроме того, имеем в доме и русский, и австралийский, и японский уголки.

— Расскажите, Олег Васильевич, о своих увлечениях кроме музыки?

— Я потерял в Америке футбол. Там футбола нет, зато есть игры, которых я не воспринимаю и не люблю. А футбол люблю с детства, и, когда дорываюсь до Европы, прикипаю к телевизору, смотрю матчи даже ночью. Эти колоссальные шоу для меня — настоящая радость. Очень люблю путешествовать. При первой же возможности мы с женой бежим на экспозиции в музеи. Также имеем страсть коллекционирования. Жена, например, собирает гжель, а я — маленькие фигурки уток.

— А кто ваши друзья?

— Я горд, что мой друг Мирослав Скорик также называет меня другом. У меня есть круг друзей родом из Львова, Киева, Москвы, с которыми я постоянно поддерживаю связь. Два года назад потерял друга Алика Слободяника (выдающийся пианист-виртуоз, музыкальное образование получил во Львове и Москве, умер в Нью-Джерси в возрасте 67 лет. — Т.К.), и это был шок. А в прошлом году ушел в мир иной скрипач Богодар Которович. Это трудно... но жизнь продолжается. Как сказал один мой знакомый, «если посмотришь в паспорт, то поймешь, сколько тебе лет». То есть дружим десятилетиями.

СПРАВКА «Дня»

Путь мировой славы скрипача-виртуоза Олега Крысы начался с Львовской музыкальной десятилетки им. С. Крушельницкой (класс Константина Михайлова). А вершины мастерства он постигал под руководством прославленного маэстро Давида Ойстраха в Московской консерватории им. П.Чайковского. Еще студентом Олег Крыса стал победителем нескольких международных конкурсов. Свою первую большую победу одержал на Международном конкурсе им. Паганини в Генуе. С 1967 года Олег Васильевич преподавал в Киевской консерватории им. П. Чайковского. С 1973-го — в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1974-го — в Московской консерватории. В 1989 году вместе с женой — пианисткой Татьяной Чекиной выехал на постоянное место жительства в США. В настоящее время 67-летний Олег Крыса — профессор престижной в США Истменской школы музыки, находящейся в г. Рочестер.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ