Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Опальная» искренность

24 июня, 2010 - 21:10
МАЙКЛ МЕРФЕНКО. «ДВЕ ЗМЕИ». 2007 год / ЛИ САНДАНЬ. «ТЕЛО — ЭТО ДЕРЕВО БОДХИ. В НАЧАЛЕ НИЧЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ». 2008 год

Визит в Украину китайского художника Ли Санданя — событие не менее удивительное, чем первый в биографии этого легендарного и одного из самых дорогих на сегодняшний день художника Азии совместный проект, причем с украинским художником Майклом Мерфенко. Их выставка «Внутренний свет» открылась вчера, 24 июня, в Национальном художественном музее.

В мире о современном китайском искусстве давно наслышаны — в последние годы оно переживает такой рост цен, что экономические издания сравнивают этот феномен с успехом компании Google. Но выставки китайского актуального арта случаются нечасто — братьев Гао в 2001 году не выпустили на собственную акцию по случаю открытия Венецианской биеннале, а два года назад китайские власти запретили вывозить из страны полотно художника Хуанг Яна, изображающее Мао Цзэдуна с нанесенным на лицо пейзажем.

Ситуация в современном искусстве на Востоке складывается самым неожиданным образом, впрочем, как и в Украине: с одной стороны, современное искусство до сих пор вызывает мало доверия, а с другой стороны — это вполне успешный товар и часть международного имиджа страны. Сейчас в Шанхае уже проходит «своя» Биеннале современного искусства, а в Пекине не так давно открылся Музей современного искусства.

Не будет преувеличением сказать, что в основном китайский арт-мейнстрим представляет собой откровенное эпигонство и «перемалевывание» западноевропейской и американской истории живописи. Впрочем, в Азии другое понимание искусства: подражать великим мастерам с великим тщанием и вниманием к технике никогда не считалось чем-то неприличным. На этом фоне то, что делает китайский художник из Тайваня Ли Сандань, предстает исключительно самобытным явлением. Но не в этнографическом смысле «народного наива»: его искусство отображает очень широкий культурный контекст. Акилле Бонито Олива, именитый итальянский арт-критик и профессор современного искусства, отмечает «генетические» связи его искусства с такими художниками, как Миро, Кандинский и Клее.

Мировая пресса сравнивает Ли Санданя с Пикассо и Хёрстом и называет не иначе как суперзвездой китайского современного искусства. Сегодня, во времена пресловутого экономического коллапса Мастер Ли открывает очередную галерею — в Нью-Йорке, — которая преспокойно окупилась уже через несколько месяцев после продажи четырех его работ, и корректирует свой плотный выставочный график ради проекта в Киеве — городе, с точке зрения арт-рынка, едва ли перспективном.

Ли Сандань — математик по образованию, сочинитель романов о древних боевых искусствах (по которым был снят популярнейший в Китае телесериал), композитор, пианист и Третий Патриарх буддийской школы Форшанг. Свою первую картину он нарисовал в 34 года, прямо на попавшейся под руку салфетке, когда во время медитации ему открылось, что с помощью линий и цвета можно изобразить саму энергию вселенной.

В прошлом году прошла персональная выставка Мастера Ли в рамках самого старого и престижного арт-форума в мире — Венецианской биеннале. Соло-проекты в рамках биеннале — большая и очень редкая честь, которой в свое время были удостоены только самые из самых — Джефф Кунс, тот же Хёрст, Такаши Мураками. Более того, куратором проекта Ли Санданя стал сам Акилле Бонито Олива.

В то же время у Майкла Мерфенко, который выступит дуэтом с Ли Санданем на выставке «Внутренний Свет» — своя, не менее удивительная биография. Ирландец, выросший в Австралии, учившийся искусству в Бельгии и Германии и, наконец, осевший в Украине, сменил родовое имя Мерфи на Мерфенко и превратился в куда более украинского художника, чем многие здесь родившиеся. В его живописи нашлась та ускользающая украинская красота, которая стоит где-то рядом с импрессионизмом Коцюбинского и стихами Богдана-Игоря Антоныча.

Живопись тайваньского китайца и ирландского украинца поразительно рифмуется — «опальными» в эпоху постмодернизма метафизикой и мистикой — надо обладать большой смелостью, чтобы в циничном мире современного искусства не скрывать своей открытости к подобным вещам. И в эпоху кризиса общества потребления, увенчавшегося всемирным экономичесим кризисом, вернуться к искренности и простоте, требующих сегодня еще большей дерзости и отваги, чем актуальные в прошлом провокации общепринятой морали, выпячивание телесности и элитарная концептуальная изощренность.

Идея столь необычного — на первый взгляд — трансконтинентального тандема принадлежит Константину Дорошенко — куратору, арт-критику и провокатору украинских культурных процессов. В 2001-м он устроил в киевском Музее культурного наследия первую персональную выставку нынешнего классика «Новой волны» Александра Ройтбурда, в то время живущего в США и в Украине не признанного. Эта выставка сыграла немалую роль в триумфальном возвращении Ройтбурда в Украину с последующим превращением в общепризнанного «живого классика».

Сокуратором выставки «Внутренний Свет» выступит историк искусств и сотрудник Национального музея Оксана Баршинова, запомнившаяся нам ретроспективой украинского трансавангарда конца ХХ века «Новая волна» — одним из самых важных проектов последних лет в плане осознания и архивации новейшей украинской истории актуального искусства.

С проектом «Внутренний свет» Киев окажется в самом центре актуальных культурных событий, а мы — свидетелями новых тенденций искусства — пока не похваленных всеми на свете критиками, не осевших во всех возможных коллекциях и не вписанных во все существующие анналы.

Александра КРАВЧЕНКО. Иллюстрации предоставлены «Клиникой Дорошенко Грищенко»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ