В Национальной филармонии вспоминали о приме оперы. Певице исполнилось бы 79 лет... и уже год, как она ушла в Вечность. Евгения Семеновна 40 лет была примадонной Национальной оперы. Ее лирико-колоратурное сопрано не спутаешь с другим голосом. Она божественно исполняла партии Лючии в «Лючии ди Ламмермур», Виолетты в «Травиате», Царицы ночи в «Волшебной флейте», Джильды в «Риголетто», Розины в «Севильском цирюльнике» и др. Мирошниченко называли «украинской Марией Калласс». В расцвете славы певица ушла со сцены, посвятив себя педагогике, воспитав прекрасную смену вокалистов, ныне выступающих не только в Украине, но и за рубежом. Евгения Семеновна мечтала, чтобы в нашей столице появилась камерная сцена — Малая опера (по ул. Дегтяревской, 5, — здание бывшего Дома культуры трамвайщиков возле станции метро «Лукьяновская»), созданию которой отдала так много душевных сил.
«Главное для меня — истинная высокая музыка, которой я посвятила жизнь, — говорила Мирошниченко еще за несколько дней до своей смерти. — И пусть не радуются враги оперы, мол, скоро умру и дело всей моей жизни закроют... Я не доставлю им такой радости»... Сегодня мечта певицы воплощается в жизнь ее соратниками, коллегами, учениками и поклонниками таланта певицы, но проблем — масса.
Вечер в филармонии открыл поэт Борис Олийнык, который назвал Евгению Мирошниченко «гербовой фигурой» Украины. Теплые, высокие и прочувствованные слова об ушедшей певице сказал ректор НМАУ Владимир Рожок. Он обратился к правительству с просьбой назвать в Киеве и Харькове улицы ее именем, заверил, что в ближайшем будущем в Академии будет учреждена специальная стипендия для одаренных вокалистов, изданы книги, которые уже пишутся аспирантками — ученицами Евгении Семеновны. Актриса Раиса Недашковская внесла поэтическую ноту в концерт, а заместитель министра культуры Ольга Бенч зачитала обращение премьер-министра Украины Николая Азарова, в котором обещано содействие правительства в создании Малой оперы.
В сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко выступили ученицы Евгении Мирошниченко — Ольга Бессмертная, Елена Белкина, Ульяна Алексюк, солистки Национальной оперы Украины Ольга Нагорная, Екатерина Стращенко, Сусанна Чахоян и Оксана Терещенко. Они исполнили арии из классических опер, романсы, вокализы из творческого наследия примадонны украинской оперной сцены. В финале концерта зал стоя внимал голосу самой певицы, записанному на пленку, и тем самым почтил ее память...
— Ныне для нас главная проблема в средствах: денег ни на ремонт, ни не содержание театра нет! Есть только небольшая группа персонала (двадцать человек), которая должна выполнять минимум необходимых функций, но нам даже на зарплату не хватает, — с горечью признается художественный руководитель Малой оперы Юрий ГАВРИЛОВ. — Обещание премьер-министра о помощи, конечно, вселяет некоторые надежды, но пока нам приходится выкручиваться самим. Недавно мы провели конкурс, собрали оркестр на контрактных началах, связались с музыкантами в Европе, нашли возможность заключить гастрольный контракт. В конце лета оркестр отправится на гастроли с немецким дирижером Отрвин Бенингофф (он руководит первой поездкой, а дальше будет видно). Будем пытаться находить работу для коллектива на хозрасчетной основе.
— Какое место в театре могли бы занимать ученики Евгении Семеновны, ведь во многом ради них она мечтала о Малой опере?
— Слава Богу, большинство из воспитанников Мирошниченко имеют работу, кто в Киеве, кто в других городах, а кто и за рубежом: к примеру, Михаил Дидык сейчас выступает в Барселоне, Ольга Пасичник — в Варшаве, Оксана Верба — в Японии, Екатерина Абдуллина — в Италии. Вряд ли они всерьез мечтают о работе в театре, существующем лишь на бумаге. Для того, чтобы заключить контракт с кем бы то ни было, нужна для начала сценическая площадка и средства на зарплату. А до этого еще очень далеко... В более реальной перспективе я вижу возможность создания небольшой труппы, как для студии при театре, чтобы начинать работу над небольшими произведениями. А в следующем сезоне, который пройдет под знаком Евгении Мирошниченко, ведь это будет год ее 80-летия, мы сможем на базе Национальной филармонии или других залов представить публике цикл вокальных вечеров, посвященных юбилею певицы, но не ограничивающихся ее наследием. Это то, что нам по силам сделать самостоятельно.
— Известно ли вам, как обстоят дела с установкой памятника на могиле певицы?
— Это вопрос к нам не имеет отношения, им занимается Международный благотворительный фонд Евгении Мирошниченко и ее семья. Но, насколько мне известно, и там все не так радужно. В прессе был объявлен сбор средств. Есть первые жертвователи из числа учеников и поклонников певицы. То, каким быть памятнику, решает по праву ее семья, а в сборе средств оказывает помощь фонд...
— Нынешний концерт можно назвать первой ласточкой, а какие планы на будущее?
— Сидеть сложа руки мы не будем! Ждать и рассчитывать, что кто-то расщедрится и даст нам 20—25 миллионов в год, которые необходимы для существования театра, — бессмысленно! Не имея ни единого музыканта, нам придется найти и уговорить (на разовых условиях) каждого, а также попытаться собрать коллектив, не имея даже поломанного пюпитра, не говоря уж об инструментах и нотах. Я не жалуюсь, но я принял помещение, где нет даже разбитого пианино! А для начала творческой работы необходимо хотя бы пять инструментов для репетиций с концертмейстерами. Хочу обратиться через газету «День» к тем, у кого в доме есть нотная литература или музыкальные инструменты и кто не знает, как от них избавиться: мы с благодарностью примем любое, самое скромное пожертвование...