Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Особенности национальной киномифологии

Режиссер Александр Рогожкин представил третий фильм о мытарствах загадочной русской души
22 декабря, 1998 - 00:00

Старая компания, с которой зрители познакомились на охоте (а первую картину цикла «Национальные особенности», как свидетельствует статистика, посмотрел всякий мало-мальски уважающий себя среднестатистический гражданин России) как-то по весне решила порыбачить. На этот раз друзьями было принято решение много не пить. Однако судьбою было предначертано другое: вместо 16 бутылок было куплено 16 ящиков водки, очевидно, по недоразумению... Как говорится, с кем не бывает — хотели же как лучше, а получилось как всегда. Водка, в силу все тех же национальных особенностей, радикально меняет ход событий: знакомые зрителям по предыдущим приключениям Михалыч, Кузьмич, Лева, Семенов и новый герой — прокурор вместо родной Ленинградской области оказываются в Финляндии. По возвращении выясняется, что водка — сакральный национальный напиток — забыта на вражеской территории. Негоже оставлять святыни на поругание. Тем более, что среди друзей — командир военного корабля. Словом, сам Бог велел пересечь государственную границу... Я не буду далее пересказывать сюжет: фильм выпущен на лицензионных кассетах, и все желающие им могут насладиться сполна.

Но справедливости ради замечу, что «Национальная рыбалка», на мой взгляд, послабее «Национальной охоты» и даже «Операции «С Новым годом». Что, впрочем, естественно: сиквел редко оказывается лучше прародителя — эффект неожиданности сменяется эффектом встречи со старым знакомым. Впрочем, все вышесказанное не помешает и «Особенностям национальной рыбалки» стать фаворитами всенародных симпатий. В этом усматривается некоторое самолюбование! Помните: «Слава великому советскому народу!» или «У советских (русских) своя гордость». Другими словами, «Особенности» — новая вода на старую мельницу. И дело тут не в фильме, который иронизирует над славянофильским нарциссизмом, а в самой аудитории в массе своей эту иронию даже не угадывающей. Когда иностранец, впервые попавший в Россию, произносит спич о загадочной русской душе — это нормально. Но когда сам человек восклицает: «У меня загадочная душа», это вызывает не то чтобы недоверие, но уж определенно некоторую неловкость... Словом, почувствуйте разницу, господа.

Мне трудно спрогнозировать, какая судьба ждет картину на западных фестивалях. Экономический кризис как-то поуменьшил число восторженных реплик о загадочных русских. Хотя стилистически «Особенности» ориентированы именно на Запад. Стиль — а ля рюс тут доведен до такого китча, который в прежние времена киношники именовали «клюква развесистая». Реплики в новых «Особенностях» порою грубы, как в баварской пивнушке. Хорошо хоть типажи героев остаются по-русски узнаваемыми: генерал до боли похожий на Лебедя, прокурор — будто близнец «радетеля за Севастополь» господина Лужкова, лесник Кузьмич, олицетворяет посконную русскую душу, еврей Лева — типичный представитель российской интеллигенции и т. д. Еще немного и получатся отличные персонажи для еженедельного юмористического телешоу «Национальные особенности»... Было бы неплохо — хороши-то все жанры, кроме скучного. Тем более, в наше смутное время, когда телевидение становится единственным опиумом для народа, а для кинематографистов — способом выживания.

Аксиния КУРИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ