Праздник начался под открытым небом с книжного флешмоба рядом со входом в клуб (Андреевский спуск, 13, ниже входа в Музей Булгакова): расположившись на стульях по кругу, участники получили книгу и вложенный в нее листок с одним вопросом, например, таким: «Ваше любимое произведение Михаила Булгакова?», «Ваше любимое место в Киеве?», «Что бы вы хотели изменить на улицах Киева?», «Ваши впечатления и воспоминания об Андреевском спуске?», «С какими писателями и поэтами вы хотели бы встретиться в нашем клубе?». Написав ответ, обменивались друг с другом книгами и листочками, в итоге каждый ответил на все вопросы. А флешдейство произошло в красивом движении — словно передача мыслей и книг на расстояние!
• Затем всех пригласили в уютную комнату, где соседствуют книжные шкафы, старинная настольная лампа и черная, почти школьная, доска с белоснежными надписями мелом «Киев. Книги. Фильмы. Лекции. Чай. Кофе. Пироги» (автор интерьера — арт-директор клуба, дизайнер Александр Коваль). «Торжественная церемония» открытия прошла в радостном формате, а приветствовала гостей директор музея Людмила ГУБИАНУРИ:
— В семье Булгаковых любили читать, а сам Булгаков научился читать в четыре года и впервые прочел «Мертвые души», когда ему было девять лет! В нашей экспозиции целая комната посвящена теме книг, в «Белой гвардии» она названа книжная — и в ней стоят «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом». Мир Булгаковых и Турбиных не всегда совпадает. У Булгаковых не было ни книжной, ни обилия книг: семья была такая большая, что все пространство в первую очередь было заполнено кроватями для детей. Книжная — это мечта писателя. И в романе эту мечту реализует один из самых обаятельных героев — кузен из Житомира Лариосик. Он свалился, как снег на голову, и, несмотря на страшные события гражданской войны, привез в дом деньги, поющего кенара и собрание сочинений Чехова. А когда Лариона селят в книжную, он ощущает «приступ приятной и тихой радости по поводу книг», которые в романе названы «сокровищами».
• В семье Булгаковых книг было немного, но сестра Надежда пишет в дневнике, что в доме у них был шкаф, который они называли «папины сокровища». Поэтому подпольным названием нашего клуба может быть «Остров сокровищ», ведь мы хотим возродить любовь к книге и понимание того, что она — главное сокровище. Булгаков приезжает в Москву в самое страшное, голодное и холодное время, когда огромное количество личных библиотек было утеряно или уничтожено. А Булгаков пишет маме в 1921 году, что у него есть idee-fixe: в три года восстановить норму — квартиру, одежду, пищу и книги. И начинает создавать свою домашнюю библиотеку, которая впоследствии включала около 4000 книг. Такая норма — в доме есть книги, мы их читаем, обмениваемся и наслаждаемся ими — idee-fixe нашего клуба.
• Булгаковский книжный клуб находится в подвале, что, на первый взгляд, звучит не очень благозвучно, но давайте вспомним, что помимо «Белой гвардии» у Михаила Афанасьевича есть два романа: «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита», главные герои которых — творцы, писатели. Максудов живет на чердаке, а Мастер — в подвале, куда он поселился, выиграв лотерейный билет. И это — единственное место, где он был счастлив. Мастер говорит Ивану Бездомному о своей жизни в подвале: «Золотой век». В этом подвале он пишет свой роман, туда к нему приходит Маргарита, и Мастер читает ей роман вслух. Очень хорошая традиция, которую мы надеемся возродить, — чтение вслух.
• В семье Булгаковых тоже читали вслух по вечерам книги, которые были интересны всей семье. Музей смог реализовать красивую идею книжного клуба благодаря нашим друзьям и партнерам — Елене Насыровой и Виктору Сидоренко (издательство «ВАРТО»), куратору проекта Марине Сидоренко и администратору Александре Вирченко.
— Главная идея книжного клуба, — отметила Марина СИДОРЕНКО, — создать пространство нового типа: тихое, уютное место, куда люди приходят почитать и насладиться процессом — полистать книгу, почувствовать запах страниц, услышать их шелест... и выпить чашку ароматного чая с домашним пирогом, ощутить себя гостем в доме Булгаковых. У клуба будет образовательная функция: презентации, лекции, показы старых фильмов. И, конечно, у нас много литературы, посвященной киевской тематике: дань городу, в котором родился и вырос Булгаков. Надеемся, что здесь будет интересно и вдохновляюще.
Двухдневную, насыщенную событиями программу открыл проект «Киевские загадки на экране» Михаила КАЛЬНИЦКОГО. «Есть немало фильмов, снятых много лет назад на улицах Киева, — рассказал известный киевовед и писатель, — и киевский антураж вплетен в ткань картины. Мы смотрим и обнаруживаем знаковые места, которые сохранились на кинопленке, возвращаемся в старый Киев, пусть даже в искусственных обстоятельствах». И начался кинопоказ фрагментов пяти фильмов разных лет с киевскими сюжетами. Так, в прославленном фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) запечатлен первый роскошный киевский кинотеатр Антона Шанцера, впоследствии — «1-е Госкино». Удивительно современно воспринимается сегодня немая лента 1925 года «ПКП» (Polska Koleja Paristwowa, или «Пилсудский купил Петлюру»), в которой одна из ключевых сцен снималась в Киеве, и зритель видит дивные пейзажи Голосеево, храм Живоносного Источника, Голосеевский пруд. Фильм «За двумя зайцами» (1961) вызвал смех в зале с первых кадров исполнения зажигательной песни про маму с добрым сердцем, и нужно было угадать, где велись съемки: оказалось, на Батыевой горе. А про здание Пансиона благородных манер мадам Нинон Кальницкий рассказал, что опознал его на старинном снимке по лепному веночку (угол улиц Набережно-Крещатицкой и Игоревской, увы, здание не сохранилось). Андреевский спуск в фильме «Нет неизвестных солдат» (1965) узнали сразу, хотя голос в кадре утверждал, что это Демиевка. В детском фильме «Огни на реке» есть уникальные кадры, запечатлевшие рядом два моста через Днепр: временный высоководный (1945 — 1953) и открытый в 1953 году мост Патона. А еще в фильмах встретилось много волнующих деталей: киевские дворы и дворики, очаровательные трамваи и навеки исчезнувшие здания, показ которых сопровождали современные фотографии этих же мест, сделанные автором проекта. Зрители внимали, удивлялись и заряжались любовью к волшебному городу.
Не меньший интерес вызвали две лекции: рассказ Михаила Кальницкого «Булгаковы в гимназической форме» об учебных заведениях, в которых получали образование семь братьев и сестер — Михаил, Вера, Надежда, Варвара, Николай, Иван и Елена. И все желающие смогли получить автограф на вышедшей недавно книге писателя «Гимназии и гимназисты». Лекция «Киев в альбомах Кульженко» Виктории Величко, автора фотоальбома «Киев Кульженко» (обе книги — издательства «ВАРТО»), прошла как захватывающее повествование об ушедшей эпохе с демонстрацией слайдов, и слушатели любовались видами столицы конца ХІХ — начала ХХ веков, напечатанными в типографии выдающихся киевских издателей.
• Ностальгия по старому Киеву обернулась ностальгией по романтике, и эксклюзивная творческая встреча собрала почитателей редких сегодня жанров. Во внутреннем дворике музея выступил замечательный киевский бард Владимир Каденко. Сумерки, природа, виноградная лоза, перебор гитарных струн — а голос пел проникновенно о любви и судьбе, радости и печали, войне и мире. И слова «Где-то во поле далеко песня вьется» из «Украинской песни» звучали так близко. А в помещении клуба прошли Литературные чтения: молодые киевские поэты Иван Якимов и Андрей Кривошеев читали свои стихи — их слушали, им аплодировали! Оказалось, что, как сто лет назад, поэзия и музыка наполняют дом...