Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От эскиза к музейной экспозиции

Франковцы вспоминают известную художницу Татьяну Соловьеву (1944 — 2010)
15 марта, 2011 - 19:51
ХУДОЖНИЦА ТАТЬЯНА СОЛОВЬЕВА ВСЕГДА ТОНКО ЧУВСТВОВАЛА СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В холле Театра им. И. Франко, на втором этаже, проходит выставка работ яркой и очень талантливой художницы. В экспозиции представлены знаковые в судьбе Соловьевой эскизы и костюмы к спектаклям, уже вошедшим в историю не только киевской, но и украинской сцены. Дебютом Татьяны у франковцев стал спектакль «Король Лир», который в 1997 году поставил Сергей Данченко (сценограф Андрей Александрович-Дочевский). Режиссер признавался, что «эта работа очень непросто рождалась. Ведь в ней Шекспир поднимал такие глобальные темы, как распад мира и разрыв семейных связей». В главной роли выступал Богдан Ступка, а его дочерей играли актрисы Ирина Дорошенко (Гонерилья), Любовь Кубюк (Регана) и Оксана Батько (Корделия)... Спектакль получился неожиданным, зрелищным и очень современным. Это была постановка о трагической безнадежности, о том, что власть нельзя отдавать никогда, ни при каких обстоятельствах, потому что тот, кто ее подхватывает, может принести неисчислимые бедствия и земле, и людям...

— Соловьева была очень начитанная, умная и тонко чувствующая личность, — вспоминает руководитель литературно-драматической частью Театра им. И. Франко Наталия ПОНОМАРЕНКО. — Татьяна понимала, что хочет увидеть на сцене режиссер, всегда тонко чувствовала стиль произведения. Она умела в нескольких штрихах передать эпоху, но при этом ее костюмы были не архаичными, а очень современными. Изюминкой костюмов Соловьевой была яркая театральная зрелищность. Порой это были наряды-трансформеры. Ей как художнику удавалось раскрыть всего несколькими деталями (шарфом, цветком) характер персонажа. Например, в последней ее работе (спектакль «Два цветка цвета индиго», режиссура Александра Билозуба) было представлено целое буйство красок с преобладанием синей палитры... Татьяна была не просто театральным художником, ее можно назвать соавтором постановки, тесно работающим в тандеме с режиссером, а также театральным мастером, умеющим создать «лицо» спектакля. Ее замысел художника, зафиксированный в эскизах, потом воплощался работниками мастерских и цехов театра. Ведь сценический костюм — это средство преображения актера и один из элементов игры. А прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее воплощения. Профессия театрального художника подразумевает не только знание истории костюма, умение разбираться в тканях, но и владение приемами вышивки и аппликации, умение работать с цветом, формой и фактурой. Сценический художник должен обладать безграничной фантазией — и все эти качества были у Татьяны Соловьевой. Она работала с разными режиссерами: Сергеем Данченко, Владимиром Опанасенко, Юрием Кочевенко, Анатолием Хостикоевым, Юрием Одиноким, Александром Билозубом, Игорем Афанасьевым и др., но ни разу не повторялась. Татьяна умела найти такие штрихи и краски, что костюм становился словно кожей персонажа и создавал зрительный образ всего спектакля.

— Она была одержима театром, — рассказала актриса Театра им. И. Франко Ирина ДОРОШЕНКО. — Таня — интеллигентный и высокопрофессиональный художник. Соловьева не пропускала ни одной репетиции, внимательно наблюдая, как мы, актеры, искали свой «ключик» к роли. Она считала, что костюм — это 90% успеха спектакля (например, снял «шкурку» — и лягушка вдруг прекращается в царевну). Татьяна умела убеждать и настаивать на своем. Помню, как впервые надела плащ Гонерильи в «Короле Лире» и чуть не согнулась пополам. Он весил 48 кг! Каждая «косичка» плелась вручную, из-за того, что плащ пошили из натуральной ткани, он получился очень тяжелым, давил на плечи. В первой сцене, когда Лир делил свои земли между дочерьми, пришлось стоять 15 минут. Это очень долго, и когда я поворачивалась, чтобы уйти за кулисы, то ноги просто подкашивались. Плащ, как непосильная ноша, словно придавливал мою героиню, и это было одним из штрихов к раскрытию образа Гонерильи. С Соловьевой мы спорили, когда я репетировала роль Катерины Ивановны в «Братьях Карамазовых». Мне не нравилось платье, которое она придумала для героини. В нем мне было некомфортно, но Таня сумела убедить, что так и нужно... Она считала, что сценический костюм, как и декорации, создают у зрителя картину спектакля. В каждой своей работе Татьяна стремилась к некому идеалу. Она прекрасно разбиралась в моде и могла соединить разные исторические эпохи в своих костюмах, создавая неординарные и оригинальные модели. Таня прекрасно рисовала, обладала чувством цвета, считая, что правильная цветовая гамма — это один из способов выразительности образа героя.

Последние пять лет Татьяна Соловьева сильно болела, мужественно переносила боли, прошла курс химиотерапии, но не жаловалась, и до своего последнего вздоха работала — рисовала эскизы к спектаклю «Два цветка цвета индиго», рассказывающем о двух неординарных судьбах — украинки Катерины Билокур и мексиканки Фриды Кало. Эта постановка — гимн женщинам, которые через боль и непонимание близких все-таки состоялись как мастера, а еще реквием по Татьяне Соловьевой, создавшей яркие и очень «говорящие» костюмы для героинь, которых до сих пор играют актрисы Лариса Руснак (Фрида) и Елена Фесуненко (Катерина).

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ