Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От Лампедузы до Мариуполя через Берлин

«Говорить правду — не преступление» — под такими лозунгами зарубежные коллеги поддержали Олега Сенцова
16 февраля, 2016 - 11:30
ФОТО С САЙТА NEWSUNITED.COM

Берлинале в этом году напоминает сбалансированную и аскетическую диету: без перебора — но и не насытишься. В основной конкурс попали актуальная документалистика, драма социальная и семейная, любовная история и даже фантастика — правда, не всегда убедительно представленные.

Фаворитами на эту минуту кажутся дебют тунисца Мохамеда Бена Аттиа «Хеди» и новая работа прославленного итальянского документалиста Джанфранко Рози «Море в огне».

Аттиа — протеже живых классиков социального реализма братьев Дарденн (Бельгия-Франция). Они содействовали ему на всех этапах, от сценария до монтажа, потому и получилась лента, похожая на типичное дарденновское кино — хорошо сыгранное, драматургически продуманное, однако и несколько пресное. Протагонист — 25-летний клерк — наконец-то осмеливается начать жить собственной жизнью, невзирая на всю боль, которую это решение причиняет его близким и ему самому. По содержательному итогу, лента является отражением тунисской революции в масштабах одной частной жизни. Учитывая влиятельных покровителей, фильм имеет неплохие шансы на «Золотую камеру» за лучший дебют.

У Рози дебютный этап давно прошел, и острота его взгляда остается свободной от каких-либо возрастных или статусных штампов. «Море в огне» — это об острове Лампедуза, который является пунктом прибытия для тысяч беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки. Условный главный герой — девятилетний сорванец Семюэле, который мастерит замечательные рогатки, учится так себе, а еще пытается стать моряком, несмотря на морскую болезнь. Другие персонажи также имеют неповторимые соло. Врач, лечащий местных, в том числе и Семюэле (очень смешная сцена обследования «дыши — не дыши»). Пожилой молчаливый водолаз, каждый день ныряющий за какими-то особыми сокровищами. Ди-джей местного радио, ставящий песни на заказ. Пожилая домохозяйка, заказывающая у ди-джея песни. Все они и смешные, и трогательные, и безумно артистичные.


В РАМКАХ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КОНКУРСА «ПАНОРАМА» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «МАРИУПОЛИС» (ЛИТВА — ГЕРМАНИЯ — ФРАНЦИЯ — УКРАИНА) — ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ДЕБЮТА 39-ЛЕТНЕГО М. КВЕДАРАВИЧЮСА / ФОТО С САЙТА NEWSUNITED.COM

Но еще есть беженцы. За последние 20 лет их на Лампедузу приплыло 400 тысяч, 15 тысяч погибло. Для них у режиссера тоже есть особенные краски. Несмотря на злободневность темы, Рози воздерживается от публицистического надрыва: «Море в огне» — это совершенное по форме художественное высказывание, выдержанное в талантливо переосмысленных режиссером традициях неореализма. Один из главных призов Берлинале этой ленте гарантирован, вопрос лишь в том, будет ли это «Золотой медведь».

В воскресенье к берлинским состязаниям присоединилась и Украина. В рамках параллельного конкурса «Панорама» состоялась премьера документального фильма «Мариуполис» (Литва-Германия-Франция-Украина) — полнометражного дебюта 39-летнего литовца Мантаса Кведаравичюса. Перед началом сеанса прямо в кинотеатре Cinemaxx устроили акцию в поддержку Олега Сенцова, организованную совместно «Международной амнистией», Немецкой и Европейской киноакадемиями. Протестующие выстроились в фойе кинотеатра с портретами Сенцова и лозунгами «Говорить правду — не преступление».

Фильм Кведаравичюса отснят в Мариуполе на протяжении весны-осени 2015 года. Визуально перенасыщенный, не всегда ровный по качеству режиссуры «Мариуполис», тем не менее, представляет собой убедительную панораму жизни в прифронтовом, по сути, городе.

Интервью с Мантасом Кведаравичюсом и более подробный разбор его фильма читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Берлин — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ