В этом году из-за карантина и пандемии коронавируса впервые за свою историю фестиваль проходит, во-первых, осенью, а во-вторых, в Интернете. Все фильмы, а также церемонии открытия и закрытия можно посмотреть после регистрации или аккредитации на платформе oiff.online. Так же в Сети проходит общение с авторами фестивальных лент.
Сейчас, когда уже прошло полфестиваля, можно с уверенностью сказать, что онлайн-режим не повлиял на качество программ ОМКФ.
Показы проходят следующим образом: каждый день на сайте oiff.online открывается доступ к двум фильмам Международного двух — Национального конкурсов. Срок просмотра ограничен тремя днями. Для фильмов из внеконкурсной программы «Фестиваль фестивалей», которая состоит из последних хитов и призеров мировых кинофорумов, время просмотра длиннее — до двух недель.
Безусловный подарок для синефилов — это мгновенно открытый доступ сразу ко всем картинам традиционно сильного конкурса европейской документалистики. Несмотря лучшие фильмы этой программы, забываешь о делении на игровое и неигровое кино.
Так, «Хочу тебя, если осмелишься» (Дагмар СМРЖОВА, Чехия) — рассказ о пьющей матери-одиночке и двух ее дочерях-близняшках, одна из которых родилась слепой, а вторая — с церебральным параличом. И если незрячая дочь еще имеет какие-то шансы на личную жизнь, то Яна прикована к постели пожизненно и, по сути, никого, кроме матери и бабушки, рядом с собой не имеет.
Казалось бы — тупик, безнадежная ситуация. Но у Смржовой получается удивительно светлый, легкий фильм. Да, в нем есть и печаль, и злость — но режиссер концентрируется на том, что дает Яне и другим людям с инвалидностью волю к жизни.
Еще более провокационным стал сюжет «Конкурса красоты» (Эйтан ИПЕКЕР, Франция-Германия-Израиль-Турция). Оказывается, с 2011 года в израильской Хайфе проходит необычный конкурс красоты, финансируемый христианской организацией Евангелистов. Его участницы — это 80-90-летние женщины, пережившие Холокост. 39-летний выходец из Стамбула Эйтан Ипекер находит для этого очень интересную оптику: показывает не столько сам конкурс или подготовку к нему, а то, что происходит вокруг, всматривается не в церемонии, а в лица. И таким образом вписывает героинь и их истории в современность с ее заботами и невнимательностью. И эмоциональный эффект это дает не меньший, чем если бы он в очередной раз показывал архивную хронику Истребления.
Интересный тематический антипод «Конкурса красоты» составляет «Я — солнце» (Илария ҐАМБАРЕЛЛИ, Франция-Испания). Здесь тоже есть подиумы, свет софитов и пожилые персонажи. Но на этот раз главные герои — двое геев-модельеров Лоренцо (79 лет) и Луиджи (64). Они создали модный бренд, знаменитый простыми и элегантными женскими платьями. Илария Ґамбарелли — опытная документалистка, но сюжет выбрала непростой: Лоренцо — невыносимый ворчун, недовольный всем миром. Они с Луиджи ссорятся и мирятся вполне в стиле пожилых супругов. Новые времена приносят новые вызовы: бренд хотят купить китайские инвесторы на выгодных условиях, но без участия Луиджи. Но не это является главным конфликтом, двигателем истории. «О чем этот фильм?» — спрашивает Лоренцо вначале. «Я тебе потом скажу», — отвечает Илария.
Фильм — собственно, о человеке, слившемся со своим делом до полной неразличимости. Недаром почти все время изображение здесь черно-белое, все равно — перед нами быт Лоренцо и Луизджи или очередной показ. И такое колористическое решение — не прием ради приема, а особый шик, уровень элегантности, соответствующий героям. Цвет включается в двух коротких эпизодах: когда Лоренцо смотрит любимый фильм «Мир Сюзи Вонг» и в эпилоге, когда Ґамбарелли вклеивает съемку показа платьев Рива в 1980-м — и это вторжение цвета кажется наивным и варварским, но полным жизненного напора, который, возможно, похоронит старую изысканную черно-белую Европу.
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ДЕБЮТ «ЗВЕРИ, КОТОРЫЕ ЦЕПЛЯЮТСЯ ЗА СОЛОМИНКУ» (КИМ ЙОН-ХУН, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ) — ЭТО ОСТРАЯ СМЕСЬ ТРИЛЛЕРА, СОЦИАЛЬНОЙ ДРАМЫ И ЧЕРНОЙ КОМЕДИИ
А в «Пророке и пришельцах» (Йоав Шамир, Австро-Израиль) творится уже настоящая чудасия. Фильм рассказывает о некоем Раэле, он же Клод Ворилон, он же Клод Селлер, бывший шансонье, автогонщик и журналист, который в 1973-м объявил, что виделся с пришельцами и те назначили его «последним пророком». Так Раэль основал крупнейшую в мире космологическую секту. Раэлиты заменили Бога на инопланетян — «цивилизацию Элохим». Она присылала нам раньше всех главных пророков. Раэль — последний пророк. Назначение человечества — достичь уровня развития элохимов. Бессмертие можно достичь через клонирование. Полы равные. Сексуальность приветствуется.
Йоав Шамир ведет расследование — правда ли Раэль тот, за кого себя выдает. Пышные ритуалы раэлитов, их комплексное и почти принудительное счастье, их сочетание уважения к науке с совсем не научной фантастикой складываются в довольно феерическое зрелище. В конце концов, Шамир приходит к выводу, что раелизм занимается тем же, чем все религии: примиряет человека с изнурительной рутиной жизни. А этого уже не так и мало.
В Международном конкурсе пока наметились три претендента на награды. Первый — это, конечно, «Атлантида» (Украина), отмеченная Гран-при конкурса «Горизонты» на прошлогоднем Венецианском фестивале. Антиутопия Валентина Васяновича о послевоенной Украине полностью совершенна по форме, сюжету и актерским работам.
Полнометражный дебют «Звери, цепляющиеся за соломинку» (Ким Йон-ХУН, Республика Корея) — это острая смесь триллера, социальной драмы и черной комедии. Юнг-Ман едва сводит концы с концами. Он работает в сауне и ухаживает за больной матерью, пока не находит полную сумку денег в раздевалке. Рабочий аэропорта Та-Янг попал в беду: его девушка сбежала с деньгами, которые он одолжил у ростовщика. Вскоре в этой истории появляется труп — далеко не последний. Ми-Ран застряла между агрессией мужа и бесперспективной работой в баре. Она находит себе молодого любовника Джин-Те, который предлагает убить ее мужа. C чисто тарантиновским цинизмом и корейской кровожадностью начинается война всех против всех. Уровнем отчаяния, который толкает персонажей на безумные поступки, этот фильм так же напоминает знаменитых «Паразитов».
Но, в отличие и от Тарантино, и от «Паразитов», бедные и честные таки выигрывают.
Мировая премьера «Служителей» (Иван ОСТРОХОВСКИЙ, Чехия-Словакия-Ирландия-Румыния) состоялась на Берлинале в новосозданном конкурсе экспериментального кино «Встречи». Время действия — 1980 г., место — духовная семинария в оккупированной СССР Чехословакии. Главные герои — Михал и Юрай — новоприбывшие студенты. Опасаясь закрытия заведения, наставники вынуждены воспитывать семинаристов по установкам режима. В стенах семинарии существует сопротивление, что-то наподобие катакомбной церкви. В конце концов, доходит до предельного выбора: либо сотрудничать с госбезопасностью, или распространять сопротивление, рискуя свободой и жизнью. Черно-белая ситуация, и фильм тоже в этих цветах, ничего лишнего; при этом режиссура Остроховского — отстраненно-формальная, построенная на геометрически четких планах и мизансценах; это такая графика чертежей и схем, в которой нет полутонов и негде спрятаться (оператор — Юрай Хлпик), что еще и усиливается тревожной электронной музыкой.
Вероятно, именно так и надо сегодня делать кино о тоталитарном прошлом — отстраняясь и внимательно вглядываясь одновременно.
В ближайших номерах нашего издания читайте более подробно об украинских фильмах на ОМКФ.
Одиннадцатый одесский международный кинофестиваль завершится 3 октября.