Бесплатных входных билетов на концерт, посвященный 25-летию Независимости Украины, в Варшавской филармонии за несколько дней до события уже не было! Собрались, прежде всего, украинцы и все те, кто, так или иначе, причастен к сохранению идентичности украинского меньшинства в Польше. Почетная миссия выступления на празднике выпала Национальной хоровой капелле Украины «Думка» под управлением Евгения Савчука. Впрочем, невзирая на амбициозные представления украинцев, что их искусство известно за рубежом, как раз не «Думка» собрала аншлаг — оказалось, что кое-кто из собравшихся этот знаменитый хор открыл для себя впервые.
Программа концерта состояла из двух отделений, которые «разделили» между собой польский и украинский дирижеры. В первом дирижировал Роман Ревакович, во втором — Евгений Савчук. Участие пана Реваковича не случайно. Именно он в канун украинской независимости совершил историческое турне по Украине с возглавляемым им мужским хором «Журавли» — тот случай, когда украинцы из Польши пропагандировали националистические настроения в тогда еще советской Украине, и это дало колоссальный патриотический эффект. И без упоминания о целеустремленной многолетней деятельности маэстро Реваковича было бы невозможно говорить о музыкальном польско-украинском диалоге.
В первой части вечера слушателям представили сакральную музыку — начиная с ХVІІІ века, и до современности. Кроме произведений украинских композиторов (Дмитрия Бортнянского, Артемия Веделя, Михаила Вербицкого, Кирилла Стеценко и нашего современника Валентина Сильвестрова), прозвучало также два произведения польских классиков: «Иже херувимы» Кшиштофа Пендерецкого и «Будь здорова, Мария» Генрика Миколая Гурецкого. Роман Ревакович продумал драматургию — произведения чередовались по принципу контраста, а в основе была идея круга: первое отделение начинала и завершала эстетика классицизма.
Второе отделение базировалось немного на других принципах. Главным было — показать украинскую душу, а также продемонстрировать технический потенциал хора. Одно и второе удалось, поскольку в начале и в конце прозвучали обработки народных песен, а центром стали три произведения Владимира Зубицкого, современного украинского композитора и баяниста, который, похоже, и в музыке для хора использует те же приемы «баянного трюкачества».
Но, наверное, больше всего внимания привлекла солистка Оксана Никитюк (сопрано). Не только потому, что она единственная из всех хористов почти всю двухчасовую концертную программу пропела по памяти. Ее уникальный по тембру и красоте голос (соло в песнях «Глибокий колодязю» из фольк-оперы Евгения Станковича «Цвіт папороті» и «Гори мої» в обработке Владимира Зубицкого) — из тех, что запоминаются надолго.
В завершение прозвучал неофициальный украинский гимн «Реве та стогне Дніпр широкий», который зал слушал стоя. А на «бис» капелла «Думка» неожиданно колядовала — на польском языке. Что ж, украинская непредсказуемость — наше второе «я».