Фестивали британского кино для Киева — не новость; отрадным является то, что в последние годы эти программы в полном объеме демонстрируются также и в регионах.
Конечно, есть у этого фестиваля уже и свои традиции — не нарушены они и сейчас.
Это, например, преобладание социальных, злободневных картин, драматургия которых отталкивается от неустроенности героев в обществе, их несостоятельности или нежелания жить по законам и нормам, продуцируемым социумом. Также обязательно присутствие в программе семейных драм — жанра, которому британские кинематографисты отдают стойкое предпочтение. Ну и наконец, для разнообразия общей картины — одна- две мелодрамы. Все малобюджетное, все очень серьезное. Ни триллеров, ни комедий — ничего, что могло бы отвлечь зрителя от важных проблем британских будней.
Возможно, это своеобразная репертуарная политика «Британского совета» — неизменных организаторов фестиваля, а может действительно — кино Королевства сегодня является именно таким. Истина, скорее всего, посредине — ведь в Киев дают только то, что могут или считают нужным дать, да и о собственно школе британской кинематографии — как, предположим, о французской, американской или итальянской — говорить пока не приходится. Стоит лишь посмотреть на результаты ежегодных награждений премиями Британской киноакадемии — они почти стопроцентно дублируют решение академии американской, которая, как известно, занимается «Оскарами».
Так или иначе — есть только отдельные имена, однако нет устоявшихся стилей, смены поколений и тому подобное, все это еще формируется. Но присутствуют определенные тенденции; и об именах на 5-м фестивале (его соорганизатором выступила также компания «Артхауз Траффик») не забыли.
В первую очередь это — живой патриарх английского кино Майк Ли. К своим более чем весомым наградам (два «Оскара», Пальмовая ветвь Канн) он в прошлом году добавил еще «Золотого льва» — именно так оценили его последнюю картину «Вера Дрейк» на кинофестивале в Венеции. «Вера Дрейк» — это как раз и есть один из излюбленных британских жанров — социальная драма. Миссис Дрейк — вполне добропорядочная матрона, мать семейства, которая помогает всем, кому только может, в том числе и девушкам, стремящимся избавиться от нежелательной беременности, — т.е. занимается еще и подпольными абортами. Понятно, что заканчивается для героини все плохо. Фильм Ли — это психологический реализм в настолько концентрированном воплощении, что трудно даже что-нибудь добавить. Актеры переживают каждое слово и ситуацию, глотают слюну и раздувают ноздри, вовремя плачут или смеются, жестикулируют в соответствии со сверхзадачей — сплошная английская театральная школа вперемешку со МХАТом хрестоматийной выдержки. Лидирует тут, конечно, собственно исполнительница роли Веры, Имельда Стаунтон (за что и получила в той же Венеции Кубок Волпи как лучшая актриса фестиваля). То, что такое кино выглядит несколько устаревшим, затянутым и слишком серьезным — это уже, скорее, дань традиции: что поделаешь, это общая черта всех «чисто английских» фильмов. Но полюбоваться этим парадом актерского нюансирования стоит в любом случае.
Волну социальной обеспокоенности поддерживали и другие режиссеры — например, не столь знаменитый, как Ли, но тоже признанный мастер злободневности — Кен Лоуч. На этот раз в его «Поцелуемся в последний раз» — не детальное описание страданий обездоленного английского народа, а, как это ни удивительно, история любви. Хотя любовь — лишь повод развить тему, которая на самом деле интересует режиссера — расовой и религиозной нетерпимости. Потому что главные герои — ди-джей пакистанского происхождения и учительница из католической школы. Такая экспозиция предполагает слезы кровавые и муки лютые, но — и это еще одна новость для беспросветно мрачного Лоуча — заканчивается все более-менее хорошо. Похожий сюжет и в мелодраме «Любовь + ненависть» Доминика Севейджа: он — расист и сын расиста, она — из мусульманской семьи, где отец как раз либерал, а вот ее брат — фанатик-исламист. Кажется, проблема этнического взаимопонимания и интеграции мигрантов на Островах назрела по-настоящему, если уже режиссеры берутся за сюжеты, которые, откровенно говоря, не кажутся слишком реалистическими...
Новое поколение кинематографических «социалистов» представлено на фестивале Солом Диббом (фильм «Крутой парень»). Тут уже мир афробританских окраин — бедных, забытых и опасных кварталов, которые есть вокруг каждого большого города Королевства. Герой только что вышел из тюрьмы, сразу попал в переделку с другими такими же крутыми парнями, ну и дальше все как заведено — защита уличной чести, кулаки, ножи, пистолеты, страдают в первую очередь невинные. Снято все с колоритными исполнителями-любителями, в соответствующих пейзажах и интерьерах, с музыкой модных островных групп.
Более-менее выпадают из этого мощного, хотя и несколько однообразного «социального пакета» три картины. «Леди в лаванде» — просто добротная мелодрама с прекрасными исполнителями — звездами Джуди Денч (Шоколад», «Влюбленный Шекспир») и Мегги Смит (три первых «Гарри Поттера», «Госфорд- парк»). «Касаясь бездны» (Кевин Макдональд) — полуигровой, полудокументальный фильм-реконструкция о двух молодых альпинистах, которые чуть не погибли в перуанских Андах двадцать лет назад. Всю историю рассказывают собственно сами герои путешествия, а все приключения, выпавшие на их долю, на экране разыгрывают молодые актеры. Самое привлекательное в фильме — прекрасные съемки гор, склонов, вершин, ледников, пещер, снегов, облаков, туманов, ураганов... Это просто завораживает. Эффект присутствия такой, что иногда кажется, будто сам летаешь над этой, поистине нечеловеческой, красотой.
Наконец, «Безграничная любовь» (режиссер Роджер Мичелл) стоит немного особняком, благодаря литературному источнику сюжета — роману Иана МакЮэна «Пикник на руинах разума». МакЮэн на сегодня имеет статус одного из самых модных англоязычных авторов, внимание в своих произведениях обращает в первую очередь на темные стороны и непредсказуемость человеческой натуры. Этого хватает и в «Безграничной любви». Несчастный случай во время пикника срабатывает как своего рода спусковой механизм — в жизни главных героев разворачивается цепочка все более безумных событий, что в конце концов заканчивается вспышкой абсолютно иррационального насилия. Если бы это снимали американцы, да даже французы — получился бы настоящий психологический триллер. А так — на выходе, из-за определенного недостатка напряжения — психопатическая (именно психопатическая) драма. Тем более что актеры, как в лучших британских фильмах, достойные — Дениел Крейг, Рису Ивансу («Ноттинг Хилл», «Корабельные новости») и одна из самых интересных английских актрис — Саманта Мортон. Именно они эту психопатию, которая постепенно охватывает их персонажей, и играют весьма точно.
Так что очередной экскурс по «Новому британскому кино» состоялся. Видимо, подобный будет и в следующем году. Давать рекомендации здесь — неблагодарное дело, ведь у организаторов все же свой взгляд на то, что нужно показывать украинскому зрителю. Но на будущее: хотелось бы все-таки немного меньше «социализма». Ведь в Британии каждый год снимают много разных фильмов, ярких и эффектных, и не все они похожи на художественно развернутую газетную хронику. Есть, наверное, и что-то другое, более веселое. Или более глубокое. Или экзотическое. Или интересное в плане авторского поиска...
Но — хорошо и то, что есть: узнавать о кинематографе другой страны — это всегда увлекательное путешествие.