Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Отец украинского театра

22 мая Марку Кропивницкому исполнилось бы 168 лет
21 мая, 2008 - 19:13

О том, каким был основатель театра мировой славы на сцене и в жизни, рассказал «Дню» его внук Игорь Кропивницкий. К сожалению, многое из жизни Марка Лукича ныне позабыто, а кое-что теперь просто неизвестно. В середине ХIХ века, в частности, драматургия и театр находились в глубоком кризисе, обусловленном, прежде всего, колониальной политикой русского царизма, направленной на уничтожение любых проявлений духовности украинцев. Вспомните факт закрытия в 1817 г. Киевской академии — первого и единственного высшего учебного заведения в Украине, пресловутый Валуевский циркуляр от 1863 г., направленный на ограничение функционирования в обществе украинского языка, так называемый Эмский указ Александра II в 1876 г., которым запрещался украинский театр, и тому подобное.

Как замечал Иван Франко: «В начале 80-х неожиданно появился настоящий украинский театр. Сложилась труппа, которую Украина не видела ни перед этим, ни потом, сложилась труппа, которая возбуждала энтузиазм не только в украинских городах, но и в Москве и Петербурге, где публика имела случай видеть лучших артистов мировой славы». Несмотря на все трудности и препятствия, театр Кропивницкого сумел тогда стать в ряд лучших национальных театральных школ Европы.

Созданный Марком Кропивницким, в условиях жестокого национального гнета, профессиональный театр на протяжении многих лет был одним из главных источников культурного возрождения порабощенной нации, особенно если учесть то, что большинство наших соотечественников были в те времена необразованными и не имели возможности читать прекрасные стихи и рассказы Тараса Шевченко, Марко Вовчок, Ивана Франко, других украинских писателей. Театр М. Кропивницкого дал не только сильный толчок для дальнейшего развития украинской культуры, но и сыграл выдающуюся общественно-политическую роль в жизни украинцев, стал одной из важных духовных основ, на которых через много десятилетий было построено независимое Украинское государство.

Марко Лукич занимает самое почетное место в плеяде выдающихся деятелей демократической культуры конца ХIХ — начала ХХ веков. Кропивницкий — яркая личность. Он был наделен уникальной разносторонней одаренностью: не только классик драматургии, гениальный актер, режиссер-реформатор, основатель театра мировой славы, но и известный поэт, композитор, дирижер, певец, переводчик; не только талантливый организатор и руководитель театра, но и прекрасный педагог, который искал в народе таланты, и кропотливым трудом воспитывал из них мастеров профессиональной сцены. Он к тому же был прекрасным мастером слова, пламенным публицистом, который мог увлечь своими выступлениями слушателей, пионером реалистического художественно- декоративного искусства, основателем театра для детей, единственного в то время во всей российской империи.

Как продолжатель традиций великого Кобзаря, Марко Кропивницкий, ощущая угрозу исчезновения украинского этноса, опасность растворения его в господствующей русской нации, всю жизнь свою посвятил борьбе за духовное освобождение украинской нации. Средствами искусства, как драматург и актер, пламенным художественным словом, он пробуждал национальное сознание народа, призывал его хранить и отстаивать свои культурные достижения.

Театр Кропивницкого был тогда настоящим источником украинской культуры. В состав этого коллектива вошли в будущем такие известные мастера украинской сцены: М. Заньковецкая, Н. Садовский, Л. Линицкая, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, Г. Затыркевич, М. Садовская-Барилотти. Это были лучшие актерские силы украинского народа, из которых Кропивницкий воспитывал знаменитых звезд мировой сцены. Не напрасно современники называли его Отцом украинского театра.

За свою долгую сценическую жизнь Кропивницкий сыграл более 500 ролей украинского, русского и западноевропейского репертуара. Это были настоящие шедевры, в которых большой актер достигал глубины раскрытия и понимания сценического образа. Он стремился, чтобы его увидели и услышали в самых отдаленных уголках страны.

«Чувствовалось, что на сцене не только незаурядная художественная сила, а человек, который воистину разбирается в своем родном национальном искусстве, на сцене выступает один из главных и лучших деятелей в украинском театре, украшение и гордость его», — так высоко отзывалась о Кропивницком тогдашняя критика.

Иван Франко отмечал: «Такой чистой, сияющей всем великолепием поэзии и юмора народного языка не у многих писателей случается увидеть. Широкой струей плывет и язык в драмах Кропивницкого, автор, очевидно, сам знает свой «дар слова» и любуется переливами его чудесных красок и блесток. Песни, шутки, поговорки, выдумки, как жемчужины-самоцветы, сыплются бесконечным множеством».

Кропивницкий породил на Украине «профессиональное театральное лицедейство — театр». Вильям Шекспир 400 лет назад создал то же самое в Великобритании, которого там глубоко уважают и ценят на государственном уровне. Украина имеет право не меньше гордиться своим первооткрывателем, своим гением, как Англия своим, и почитать его на государственном уровне. Как свидетельствует история — театр Кропивницкого стал факелом неповиновения императорству, валуевщине, которая не посмела задушить театральное дело в Украине, в этом смысле это была историческая, революционная миссия, миссия подвига Кропивницкого. Марко Лукич был настоящим лидером нации того бурного для Украины времени, был на острие эпохи. Пресса Петербурга, столицы тогдашней Российской империи, где гастролировал тогда театр, называла Кропивницкого «Солнцем Украины», считала его после народного поэта Тараса Шевченко самым любимым и популярным человеком.

Писатель в своих произведениях выступал новатором жанра социально-психологической драмы, современная пресса сравнивала их с шедеврами мировой литературы. Во времена самых темных реакционных дней, среди гонений на все самобытное, театр Кропивницкого проповедовал Украину, ее черты, ее историю, ее быт, ее мелодичный язык. Спектакли театра корифеев в Петербурге были тогда явлением исключительным, это была настоящая презентация украинской культуры, которая вызывала горячие симпатии демократического российского зрителя, и заслужила громкую славу. Тогдашняя пресса отмечала, что «украинцы под режиссурой Кропивницкого на много лет опередили Художественный театр Станиславского».

Драматургия Кропивницкого генетическими узами связана с фольклором, а также с лучшими образцами украинской классической литературы, в частности, с творчеством И. Котляревского, Г. Квитки-Основъяненко, Т. Шевченко, Н. Гоголя. В ней весьма ощутимы также традиции таких мировых мастеров слова, как В. Шекспир, О. де Бальзак, А. Грибоедов, А. Пушкин, А. Островский, Л. Толстой.

Поражает огромная, творческая и организационная работа, которую проводил Марко Кропивницкий на протяжении многих лет, его титаническая энергия, преданность делу создания театра как мощного средства просветительства простых людей.

«Нельзя забывать, — вспоминает София Тобилевич, — что этот тройной труд, который выполнял Марко Лукич, будучи одновременно драматургом, артистом, режиссером и учителем целого кружка молодых актеров, что этот труд требовал нечеловеческих сил, чрезвычайного напряжения энергии, нервов и здоровья. Все актеры, которым он помогал овладеть техникой игры на сцене, все его ученики, не исключая Садовского и Саксаганского, были влюблены в Марка Лукича как в артиста, режиссера и большую душу человека».

Подвижническая, творческая и общественная деятельность М. Л. Кропивницкого. «В Украине моей милой и далее нет ни школы народной, ни журналов, и далее украинский язык высмеивают, не признают, пытаются уничтожить... За что это. За что? Неужели за то, что предки наши устелили костями и полили своей кровью тот край, который называется благословенным и благодатным и который присоединился к родственному народу, как равный к равному? Оскорбительно, больно, тяжело!.. Нет сил больше терпеть гнет насмешки, позор порабощения духовного и морального, молчать перед грубым презрением общечеловеческих прав, элементарной справедливости. Пора уравнять украинское слово во всех правах с русским, потому что только родной язык, не ограничиваемый цензурой, дает возможность применять угнетенные силы с пользой и успехом на благо родной Отчизны», — так обращался М. Кропивницкий к тем, кому была дорога судьба украинского народа.

Стоит вспомнить один яркий эпизод из биографии художника. Когда император Александр II в восторге от актерского мастерства Кропивницкого, во время гастролей театра в Петербурге, предложил ему играть в Императорском театре, что предоставляло ему возможность жить беззаботно и богато, Марко Лукич решительно отказался: «Не нужно мне ни серебра, ни золота, ни славы, ни уважения... Предать мой народ, пойти в наймы здесь «власть придержащим», которые язык наш не признают, хотят уничтожить?! Никогда! Лучше буду работать в пользу милой моей Украины в полную, Богом данную мне силу, а там уже пусть ценят все, что я оставил»...

Несмотря на все политические и цензурные ущемления, со стороны царского режима, Марко Кропивницкий мужественно преодолевал все препятствия. Он верил, что придет время, когда творцами и хозяевами родного края станут воспетые им люди честного и свободного труда, которые заживут полнокровной духовной и богатой жизнью. «Переживаем мы такие времена, что как будто вдвое быстрее живется, чем прежде жилось, и даже страшно делается, как подумаешь, что не доживешь до того момента, когда Правда крикнет Несправедливости: «Довольно тебе, паскуда, на покутье сидеть и мед-вино пить, прочь от порога, туда, где ты меня заставляла долгие века стоять. И сядет Правда на покутье, сядет цепко и крепко... Ох, Господи милосердный, помоги хоть разочек вдохнуть свободный воздух свободы, услышать свободное пение «Марсельезы».

Такие пламенные слова говорил Кропивницкий, хотя за ним был установлен тайный полицейский надзор и нависала постоянная угроза ареста. Но его огромная популярность и любовь народа всякий раз защищала Марка Лукича от заключения. Устами героев своих пьес, таких, как «Доки сонце зійде, роса очі виїсть», «Глитай, або ж паук», «Дай серцю волю, заведе в неволю, «Олеся», «Замулені джерела», «По ревізії», «Скрутна доба» (всего 44 пьесы) он протестовал против социальной несправедливости, разоблачая со страстью сатирика жестокость, произвол помещиков. Не напрасно царские сатрапы неоднократно запрещали произведения драматурга, пытаясь вытравить из его произведений все правдивое, и сломать неудержимую волю мужественного художника. Кстати, выдающийся русский художник Илья Репин изобразил Марка Кропивницкого рулевым казацкой лодки, которая наперекор стихии преодолевает волны разбушевавшегося моря, чтобы добиться своей цели.

Через всю жизнь Кропивницкий пронес безграничное уважение и любовь к Кобзарю. Он первый приблизил к сердцу людей пламенное слово Тараса Шевченко, пророка украинской нации. С удивительным мастерством читал его произведения, зажигательные стихи, которые находили отклик у тысяч сердец очарованных слушателей. Это были вечера Шевченко, где «Слова про Яр холодний розцвілі гарячі, про те, як стануть зрячими незрячі і правда говорила в них жива» (М. Рыльский).

С именем Кропивницкого связано первое публичное исполнение, посвященной ему композитором Данилом Крыжанивским песни на слова Т. Г. Шевченко «Реве та стогне Дніпр широкий». За этот поступок Марко Лукич едва избежал ареста. Потому что в то время «читать произведения, печатать тексты к музыкальным нотам на украинском языке» было запрещено царским указом. «Инцидент», по доносу охранки, произошел в Одессе в 1892 году, на вечере, посвященном памяти Кобзаря. Когда Марко Лукич запел, слушатели поднялись и стоя пели вместе с ним торжественную мелодию. Напуганные жандармы ворвались в зал и начали выталкивать публику, а им в ответ еще громче со всех сторон раздавалось шевченковское слово. Вырвавшись в пространство мощным пением Марка Кропивницкого, эта песня впиталась в кровь и плоть каждого украинца, стала духовным гимном нашей нации...

Кропивницкий часто уступал свой гонорар для тех многочисленных любительских трупп, где выступал, охотно принимал у себя различных деятелей культуры и разрешал им жить на своем хуторе «Затишок» годами, на полном пансионе. Длительное время у него жилы родственники Тараса Шевченко, его побратим, композитор Николай Лысенко. Часто гостили и другие деятели культуры и искусства, художники, актеры, ученые. Хутор «Затишок» был тогда настоящим центром культурной жизни Слобожанщины. Марко Кропивницкий при случае помогал бедным актерам и крестьянам.

...Артист, художник з голови до ніг,
Він сміхом потрясав притихлу залу,
Скорботою будив юрбу опалу
І слово, як алмаз беріг.
Блажен народ, що мав такого сина,
Там, де його терниста путь ішла,
З нових квіток і колосків, звила
Вінець йому безсмертный рідна Україна
                                              (Максим РЫЛЬСКИЙ)

Игорь КРОПИВНИЦКИЙ, специально для «Дня». Фото из архива
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ