Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Открытая ночь»: с авторитетом, но без кино

1 июля, 2008 - 20:34

Двенадцатый кинофестиваль «Открытая ночь» состоялся с соблюдением всех традиций: вновь собрали все более-менее пригодное для просмотра, что удалось найти у наших кинематографистов, в качестве кинозала — смотровая площадка рядом с замком Ричарда над Андреевским спуском, вновь несколькочасовая «всенощная», составленная из четырех программных блоков, плюс стойкая публика — в основном студенты и их друзья, прямая трансляция по УТ-1, прохладный, но эмоциональный рассвет раздачи призов. И проблемы те же, старинные: бескартинье.

Конечно, нашлось определенное число лент, чтобы составить такие программы, как «студенческие игровые фильмы», «студенческие неигровые фильмы», «профессиональные игровые фильмы», «анимационные фильмы». Но ведь мы говорим, в первую очередь, о качестве. Так, например, жюри было вынуждено вообще отказаться от присуждения призов в категории профессиональных игровых фильмов — не из-за ограниченного количества лент (всего три), а из-за того, что не было кого отмечать. Картина Виталия Потруха «Закон» имела преимущество разве только в работе оператора Владимира Галицкого (он, в конце концов, и был отмечен персонально), но в общем сюжет прекрасной новеллы Юрия Липы воплощен на экране очень слабо. Двадцатиминутный «13 километр» (режиссер — Игорь Письменный), очевидно, претендовал быть комедией или, по крайней мере, трагикомедией, но ни одна из заложенных там острот не сработала. Что касается «Здесь, там и везде» (режиссер — Юрий Ткаченко), то это был, скорее, ученический телевизионный этюд, чем кинотворение.

Фаворит определился достаточно быстро. «Отрочество» студента Киевского национального университета театра, кино и телевидения Дмитрия Сухолиткого- Собчука имело практически все признаки хорошо сделанной ленты: хорошую режиссуру, точные актерские работы (Евгений Зелинский, Николай Гоменюк, Анна Аилинчий), четко структурированный сценарий. Фабула проста: отец провожает сына в дальний путь. Выходят из хаты, идут на вокзал, где появляется еще и взволнованная девушка. Ни слова, но все сыграно и снято так, что сразу понятно, что за люди, какие у них отношения, что происходит. Немного портит впечатление слишком моралистический финал, но этот огрех можно списать на побочные изъяны творческого роста.

Неожиданно щедро отметили «Как папа и мама распрощались в три раунда» — довольно мрачную историю в трех частях о молодой паре, которая ссорится, мирится, снова ссорится и, в конце концов, расстается: режиссера Максима Буйницки признали лучшим, также «Три раунда» разделили приз за лучший игровой студенческий фильм с «Вырванными листками» Марьяна Бушана. По уровню режиссуры эти две работы действительно близки: и Буйницки, и Бушан смогли рассказать определенную историю, наполнив ее драматическим действием; с другой стороны, у Буйницки немного не хватило постановочной энергии, чтобы как следует завершить свое повествование, а Бушан, взяв тему беспризорного ребенка (его роль выразительно сыграл Илья Маловичко — приз за лучшее актерское исполнение), явно перебрал с мелодраматичностью, которая в данном случае казалась излишней.

Вполне заслуживала приза среди студенческих игровых картин и «Клятва» Марины Вроды, мини-роман воспитания о первых чувствах и конце детства, хорошо снятый, с хорошими актерами- подростками (Ася Киливник, Алеша Лобода), качественными диалогами; но, в конце концов, ленте достался диплом жюри.

В категории «неигровой студенческий фильм» среди жюри вспыхнула неожиданно острая дискуссия, при том, что работ было всего три. Спорили не столько о самих фильмах, сколько о темах, которые они затрагивали. Действительно, и «Гастроли», и «Пророк», и «Казнь» не имели кинематографического качества, выглядели как сугубо телевизионные очерки; но, по крайней мере, если первые две ленты можно было бы представить хотя бы на канале «Дискавери», то «Казнь» с ее прямолинейной до оскомины дидактикой и откровенно устарелыми изобразительными средствами показалась своего рода наброском для дневного блока областного ТВ. «Пророк» и «Гастроли» (оба сделаны студентами Университета культуры, более известного как «кулек» имени Поплавского) представляли собой фильмы-интервью. Первый — о легендарном петербургском битломане Николае Васине, личности на пространстве бывшего СССР не менее культовой, чем сами «Битлы». Васин уже не первый десяток лет пытается построить на окраине Питера храм любви и музыки имени Джона Леннона; вот, собственно, его исповедь об этом безнадежном деле, а также о его многолетней любви к ливерпульской четверке и составляет сюжет фильма. Режиссер Максим Черныш, найдя человека с такой необычной биографией, поступил насколько мог эффективно: дал ему выговориться; материал просто срежиссировал сам себя. Сергей Веклич пошел похожим путем. Героиня его фильма — прирожденная актриса, не ставшая той, кем хотела стать, и теперь сцена для нее — повседневная жизнь, в которой она торгует мороженым в электричках, таскает воду из колодца и читает вечерами Шекспира в своей сельской хате. Можно было бы также дать этой незаурядной женщине выговориться, но Веклич явно пытался ее режиссировать — и не очень удачно, что испортило общее впечатление. Но из всех трех фильмов номинации именно «Гастроли» были объективно наиболее профессиональными, потому и получили соответствующий приз.

Отдельный конкурс проводился среди анимационных фильмов. По сути, это было соревнование среди работ анимационной студии «Червоний собака» — именно на ее базе прошел Кампус талантов «Мини-анима». Итогом стали семь коротких — от полторы до пяти минут — «мультиков», выполненных в самых различных техниках. Учитывая очень ограниченное время выполнения (один месяц является критически малым сроком для создания даже самой простой анимации), а также то, что почти все участники Кампуса не имели профессионального опыта, результаты проекта вполне удовлетворительны. Практически все фильмы по- детски наивны, иногда уж слишком упрощенно нарисованы, но в то же время яркиe, динамичны, по- авторски оригинальны. Лучшими жюри признало стремительный пластилиново-сыпучий клип на песню группы «Гайдамаки» «Маланка» (режиссер — Сергей Мельниченко), пластилиновую сказку Ольги Семак «Полосатый крокодил» и психоделическую аппликацию «Мечты» (Ольга Юрасова).

Подводя итоги, можно сказать, что «Открытая ночь» давно уже отвоевала свою нишу в отечественной культуре — пусть маленькую, скромную, но уютную и по-своему авторитетную. А вот кино для заполнения этого пространства, к сожалению, все еще остро не хватает.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ