А теперь прошу всех сесть, дабы, падая в обморок, не получить травму головы. Итак, по количеству изданий в 1997 году Украина наконец-то вышла на уровень 1958 года. По тиражам — на уровень 1940 года. В том же 1997 году Украина издала в 7 (семь!) раз меньше книг, чем Россия (по номенклатуре и по тиражам), в 11 (одиннадцать!) раз меньше книг для детей по номенклатуре и в 33 (тридцать три!) раза меньшим тиражом. Вы еще не упали? Тогда продолжим. В Украине художественной литературы по номенклатуре (авторам, названиям и т. п.) за десять месяцев сего года издано в 10 (десять) раз меньше, чем в России, и в 51 (пятьдесят один!) раз меньшим тиражом. Если совсем точно, то в Украине — 1406 тысяч экземпляров, а в России — 71 849 тысяч. На кого все это безобразие списать? На распад Советского Союза? Пророссийское лобби в парламенте? Финансовый кризис? Свару Саддама Хусейна и Билла Клинтона? Засилье Интернета? Никто, с кем мне довелось пообщаться при подготовке этой статьи, не примкнул ни к одной из названных версий. Все дружно охали: «Налоги...» То есть специалисты, конечно, знают, что сыктывкарская бумага и лучше и дешевле жидачевской, что доступных красителей нет, пленка для полиграфии безумно дорога, оборудование вконец износилось. Но главное — налоги, господа, налоги...
Правда, в 1992 году, на волне всеобщей эйфории провозглашения независимости, было принято постановление, согласно которому книгоиздатели не платили налог на доход, если выпускали более 70% литературы на украинском языке. Но уже в 1993-м лафа прекратилась, и до 1997 года книгоиздание вполне приравнивалось к торговле итальянской обувью или чешскими обоями. В 1997 году в законе о налоге на добавочную стоимость появился знаменитый пункт, согласно которому освобождается от НДС «продажа книг отечественного производства». Но ведь книгу, перед тем как продать, нужно еще и произвести. Купить краски, бумагу, пленку, оборудование, заплатить автору, наборщику, редактору... К тому времени, когда украинская книга освободится от НДС, меньше двух у. е. стоить она просто не может. В России на этом этапе книга стоит около 0,75 у. е. Достаточно? Но ведь, кроме налога на НДС, в России книга освобождается и от налога на прибыль. То есть в Украине с производителя скачают еще около 30%. При чем тут Саддам Хусейн, распад СССР и финансовый кризис? Мы сами обеспечим себе лучшее будущее. Для справки: в России книгоиздательство освобождается от налогов по всей цепочке — от покупки краски до магазина, от бумаги — до экспорта в Украину.
Ах, как хочется спихнуть все наши беды на соседскую злокозненность! Вот, мол, подлый, и кризис ему не помеха, все норовит забросать Украину дешевыми книгами...Но ведь и Польша, и Венгрия, и вся остальная Европа дают книгоиздателям те же льготы, что и Россия. Да еще и норовят заставить Украину подписать Флорентийскую конвенцию с Найборским протоколом от 1976 года и освободить от таможенных пошлин всю методическую, научную и специальную литературу. Если на фоне такого отношения к отечественным книгоиздателям ее подписать, то можно сразу заказывать по ним поминки: никто из них такую конкуренцию просто не выдержит...
Теперь о языке изданий. Мне удалось доподлинно выяснить, что, по официальным данным Книжной палаты, украинский язык вроде как даже доминирует. В 1997 году количество изданных в Украине украиноязычных книг и брошюр превысило русскоязычные на 33%. По тиражам соотношение чуть меньше: 21%. Правда, по художественной литературе соотношение обратное: по номенклатуре русскоязычных изданий больше на 7%, а по тиражам — и вовсе в полтора раза.
Так это же официальные данные! Когда я спросил милейшего Николая Ивановича Сенченко, директора Книжной палаты, может ли он хотя бы приблизительно оценить количество пиратских изданий в Украине, то он, как человек честный, только развел руками. Аналогичный жест совершили практически все мои собеседники в ответ на просьбу оценить импорт (не только легальный, разумеется) книг из России. Хотя все сошлись на том, что на общегосударственном рынке украиноязычных книг — процентов 10—15. Не более. И то, скажите, если Украина выпустила в 1997 году 6308 наименований книг, а Россия — 45 026, то куда пошли оставшиеся 38 718 наименований? Догадываетесь?
Нельзя сказать, что состояние украинской книги, описываемое известной формулой «пациент скорее мертв, чем жив», совсем уж никого не волнует. Вот и Президент не так давно, точнее 23 июля, издал Указ «О некоторых вопросах государственной поддержки книгоиздательского дела», где, помимо прочего, потребовал от Кабмина «в установленном порядке» подготовить проекты законов, которые снизили бы налоговое давление на книгоиздателей. И порекомендовал органам, которые управляют госимуществом на всех уровнях, организовать льготы по аренде книгоиздателям и книготорговцам. Ну, во-первых, «поздно пить боржоми, когда почки отвалились». А во-вторых, я своей дочке тоже периодически рекомендую получше учить математику. О результате своих указаний деликатно промолчу... Зато Министерство информации в части бывшего Госкомиздата доверчиво представило «в установленном порядке», как и требовал Президент, до 1 ноября соответствующий проект. (Вовсе не единственный, кстати, который я видел, где предполагаются хоть какие-то льготы книге...) Но еще 5 октября в Мининформ пришел ответ из Государственной налоговой администрации за подписью заместителя главы оной Г. Оперенко, в общем похожий на завуалированный отказ. А 22 октября за подписью уже другого заместителя главы того же ведомства В. Лопаты прибыл в Мининформ документ ясный и четкий: в части льгот на прибыль — отказать, в части налога НДС — отказать, в части патентования... гм... ну, пожалуй. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. То ли левая рука не знает, что делает правая, то ли правая не знает, что делает левая? Да знает, знает... Но надо сымитировать рвение и заботу об отечественном книгопроизводстве.
А ведь по самым оптимистическим прикидкам, вся система книгоиздания приносит в виде налогов казне не более 100 млн. гривен в год. Подозреваю, что это эквивалентно одному РК (реконструируемому Крещатику). О Господи, ведь всего 1 — 2 РК позволили бы украинскому книгоизданию встать на ноги. А 3 — 5 РК дали бы возможность ему выйти уже на минимально пристойный уровень, выпускать необходимое количество литературы на украинском языке без всяких нелепых и, кстати, антиконституционных 50-процентных украиноязычных квот, зафиксированных в ныне бездействующем законе об издательской деятельности.
Не знаю, может быть, они в России совсем одурели, но на фоне известного кризиса правительство подтвердило льготы книгоиздателям до 2003 года. И зачем им в России столько книг? Читают они их, что ли?