Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Палитра — клубок

20 сентября, 2006 - 19:10
ЕЛЕНА ЧОРНОГУЗ

Недавно в Черновицком художественном музее с большим успехом прошла персональная выставка известной художницы Елены Чорногуз.

Где должен жить художник? В большом городе, маленьком селе или где-то на отдаленном хуторе? Говорят, что расстояние таланту не помеха. Однако сегодня с сожалением можно констатировать, что чем далее художник от столицы, тем сложнее ему представлять свои произведения.

Елена Чорногуз живет в городке Вашкивцы, известном миру легендарной песней «Черемшина». Она, без сомнения, «угадала» свою профессию художника, хотя, как утверждает, не собиралась после окончания неполной средней школы вступать в Вижницкое училище прикладного искусства (теперь — колледж). Школа ей очень нравилась, но она была с характер уже в юном возрасте, поэтому ей учителя и порекомендовали лучше уйти из школы... Училась по специальности «Моделирование одежды». Обучение было серьезным — преподавали в Выжнице специалисты, которых приглашали из Киева, Москвы, Ленинграда. Но, как говорит сама: «Кому в 70-е годы в Черновцах были нужны модельеры?» Поэтому получила направление на работу в Областной художественный фонд на прикладной участок. А что такое прикладной участок? Место, где создают и изготавливают разнообразные сувенирные изделия. Елена, творческая натура, в душе — настоящий модельер, решила проблему своей профессии самостоятельно: она создала деревянную куклу. А ее, естественно, нужно одеть...

Именно тогда, очевидно, начались поиски той техники, которая в конце 80-х принесет ей настоящую популярность, — техники «намотки». Конечно, молодая художница приносила заботу столярам, которые должны были изготавливать деревянную основу куклы — включительно с глазами и бровями. Но потом в руках девушки эта обыкновенная чурка превращалась в благородную даму, а около дамы всегда стоял защитник — красивый парень. Иллюзию одежды создавала мастерски намотанная нитка.

Куклы очень нравились, на них был настоящий спрос. И ныне у Елены Ивановны даже на память не осталось ни одной — разошлись, разлетелись по странам и континентам... То ли действительно достали ее токари (но, как вспоминает, к этому делу Елена подрядила своего Романа — хорошего резчика), как говорит — хоть сама к станку становись, но разве что лестницу подставив, ведь ростом совсем небольшая; то ли творческая натура требовала чего-то нового, но Елена Чорногуз отказывается от кукол и начинает всерьез заниматься ткачеством. Традиционным. У нее все получается хорошо, она получает интересные заказы, в частности на театральную декорацию, которую пришлось изготавливать мастерам в другом городе — не было нужного размера станков ткацких, но впоследствии она отказывается и от этого.

— Хотелось делать что-то неординарное, другое, — говорит Елена Ивановна, вспоминая, свою первую «картинку». — Большие традиционные гобелены — это довольно долго, а здесь мысль какая-то мелькнет, родится идея, образ — хочется быстрее сделать. А как? Квартира маленькая, живем в гостинице, станок не поставишь — он займет всю комнату.

Как почти всегда бывает у настоящих художников, минимум возможностей дают пространство для проявления таланта. Когда Елена Ивановна показала людям ту свою «картинку», изготовленную совершенно оригинальной техникой, никто не мог догадаться, каким образом это сделано. Понятно: нитки, но ведь это совсем не ткачество в традиционном смысле этого слова. И в нетрадиционном также. На «картинках» Елены Чорногуз жил мир природы, мир чувств. Но если в традиционном народном ткачестве рисунок гобелена создают узоры — геометрические или растительные, то у Елены Чорногуз — ни узоров, ни растений нет в конкретном их образе. Это что-то ассоциативное, и вы ощущаете магию цвета и настроения. Среди особенно удачных ее работ — триптих «Купальская ночь». Даже не зная названия, вы при первом взгляде на эту работу ощущаете какой-то особый ее магнетизм, какое-то колдовство. Вот там, возможно, сейчас зацветет папоротник. А это Басаврюк продирается сквозь чащи, чтобы забрать себе таинственное сокровище.

Во время своей первой персональной выставки именно этот триптих Елена Ивановна отдала в Черновицкий областной художественный музей. И правильно сделала, потому что столько желающих было приобрести шедевр, что его никогда бы не увидели зрители. А так время от времени его выставляют, да и сама Елена Ивановна включает в экспозиции собственных выставок.

Сегодня, наверное, уже не собрать вместе цикл ее работ «Знаки Зодиака». А когда она «намотала» «Соняшник», то возникла целая проблема — произведение хотели приобрести немало желающих. Поэтому пришлось повторить. И не раз! И стоит сказать, что после второй персональной выставки в Киеве она привезла домой очень мало своих работ — настолько привлекательна и оригинальна ее техника создания гобелена, умение передать настроение и чувство.

Елена Ивановна не скрывает, как изготавливает свои «картинки». На первый взгляд, это не так уже и сложно: нитки, картон, клей, рама. Как говорит сама художница: «Эскиз сделаю, навожу общий контур. Если что-то не понравится — перерисую. Потом режу, потом наматываю… Не понравится — перематываю. Моя палитра — это клубок. Как владею цветом — так использую нитку». Известная украинская художница Людмила Жоголь, чей авторитет среди «прикладников» очень высокий, в восторге от техники Елены Чорногуз и попросила разрешения воспользоваться ею. А ныне в этой технике берутся работать ученики Вижницкого колледжа прикладного искусства. Среди тех работ, которые больше всего любит сама художница, две иконы — «Христос» и «Богородица». У нее остался «Христос».

В последнее время у Елены Чорногуз новое увлечение: используя давнюю буковинскую традицию рисования на стекле, она всерьез занялась именно этим. Сначала были исключительно декоративные вещи, а сейчас ей хочется работать в жанре иконописи. Это очень непросто, но, по ее убеждению, это — момент поиска.

Прасковья НЕЧАЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ