Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парадоксы демократии

Фестиваль «Новое британское кино» открылся проблемным фильмом «Я, Дэниэл Блэйк»
18 ноября, 2016 - 10:35
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА КИНОТЕАТРОМ «КИЕВ»

Традиционно открытие 16-го фестиваля (при поддержке компании «Артхаус Траффик»  и  Британского совета в Украине) состоялось в столичном  кинотеатре «Киев».   Вывести зрителя из зоны комфорта картиной «Я, Дэниэл Блэйк» пытается  Кен Лоуч. Получив в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», эта социальная драма была обречена на то, чтобы занять первое место в афише «Нового британского кино», которая помимо почего включает и кассовые фильмы. Например, криминальную комедию в стиле Тарантино «Война против всех» Джона Майкла Макдона, которая скоро должна появиться  в украинском прокате. Но даже несмотря на победу в Каннах (что тоже симптоматично для фильма Лоуча), эту картину нельзя обойти вниманием, поскольку сама по себе персона режиссера знаковая для современной британской культуры. О нем даже снята документальная лента «Versus: жизнь и фильмы Кена Лоуча», тоже включенная в программу феста.

«Я, Дэниэл Блэйк» относится к категории произведений о «маленьком человеке», который не находит своего места в мире и чья жизнь становится бременем как для самого человека, так и для враждебного ему социума. С учетом того, что тема эта очень не нова, возникает вопрос: для чего представителям кино высказываться по поводу общественных язв, если со времен Гоголя и Достоевского, которые так проницательно писали о социальных «лузерах», ничего в лучшую сторону так и не изменилось? Если, конечно, не считать улучшением жизни технический прогресс, который Лоуч тоже подвергает критике. В его фильме мелькает и тень Кафки, еще одного яркого изобличителя бездушности государственной машины. Именно безжалостная бюрократическая система, против которой бессильны не только изобличительные сатирические произведения, но даже войны и революции, приводит Блейка к смерти. Из-за больного сердца простой столяр, немного не дотянув до пенсионного возраста, пытался оформить пенсию по неработоспособности. Но абсурдность условий и требований, которые государство выдвигает перед своими гражданами, сейчас усугубилась сплошной компьютеризацией — герой может построить дом, но не умеет заполнить в интернете необходимые бланки...

Уже только одно это обстоятельство провоцирует на вопрос, ответ на который теряется в демагогии о прогрессе: что за общество мы строим, если в нем нет места людям, способным создавать всем необходимые вещи (дом, мебель и тому подобное), в то время как в нем процветают люди (чиновники), «услуги» которых лишь усложняют нашу жизнь? Я, возможно, и не актуализировал бы этот вопрос, если бы на церемонии открытия фестиваля со спичем не выступили представители Британского совета, причастные к его организации, и посол Великобритании в Украине Джудит Гоф (последняя даже извинилась перед зрителем за «невеселый фильм»). Наверное, это и называется демократией, когда люди, представляющие государство, подвергнутое в фильме уничижительной критике, с гордостью представляют этот фильм. Еще кому-то, кроме меня, это кажется не совсем естественным?

В программе форума также  представлена подборка лучших короткометражек последнего года по версии Британской академии кино и телеискусства (BAFTA). «Британия. Коротко» — это коллекция из семи анимационных и игровых работ, охватывающих разнообразие жанров и тем.

До конца года  «Новое британское кино» увидят зрители еще  пяти городов: Львов, Одесса, Харьков, Мариуполь и Днипро.

Вадим ДЫШКАНТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ