За годы своего существования «Гогольфест» стал одним из важных мест спасения от чрезмерного гламура и жлобства. Но в последний раз он радовал нас две осени назад. Киевская власть на протяжении года устраивала пышные пресс-встречи, где говорилось о возрождении фестиваля. Но безрезультатно.
Поэтому «Гогольфест» сам решился на новую встречу с нами в помещении огромного цеха завода металлоконструкций на Выдубичах с 21 по 29 сентября.
— Что объединит художников на нынешнем «Гогольфесте»?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с предыстории. Владу Троицкому удалось собрать на этом фестивале «толоку», то есть людей заинтересованных, которые совместно решают делать что-то важное и нужное. «Гогольфест» держится на трех «слонах»: театр, музыка и визуальное искусство. Еще год назад, когда прошлогодний фестиваль представлялся полностью реальным, Влад предложил мне целый павильон под художественный проект. Звучало это удивительно, поэтому я начал обдумывать идею. Потом все «накрылось». Но я убежден: «Гогольфест» — это точно не то, что можно не довести до конца. И в этом году я опять вспомнил о толоке, об общем деле, об общности как таковой, о том, откуда мы, и о том, что мы по своей сути — сельская нация. Так постепенно я пришел к проекту, который назвал Neofolk project.
— В галерее «Я Дизайн» проходила выставка Николая Маценко с таким же названием, не так ли?
— Точно. В 2006-м. Ныне я подумал, что, опираясь на наиболее родные нам фольклорные традиции, можно попробовать их «перевернуть», посмотреть на нас сквозь опыт ХХІ века и тем самым изменить немного представление о нашем современном искусстве. Ведь мы привыкли к традиционности восприятия, мы натуралистичны, нам бы с деревом работать, с глиной. Мы привыкли, что картина должна висеть на стене, а скульптура стоять. А между тем постоянно создаются новые мифы, новый «фольклор». Во время Neofolk project хочется это показать.
— Для кого будет этот проект?
— Я задумал его для широкого круга зрителей. Это, безусловно, будет художественный проект, но и социальный. Без иронии не обойдется. И помещение завода на Выдубичах классно впишется в этот концепт. Что касается географии, то мы пытаемся привлечь художников со всей Украины, а не только из Киева или Львова.
— Сколько украинских художников будет задействовано в Neofolk project?
— Количество участников постоянно растет. Каждый день переговоры. И если вначале мы планировали, что будет около тридцати художников, то сейчас я понимаю, что их будет больше сорока. Хорошо, что помещение нам это позволяет.
— О помещении: оно же, согласитесь, довольно специфическое. Как проект разместится в этом цехе, и удастся ли превратить все «минусы» завода (наподобие грязи, луж на полу или размашистой архитектуры индустриального соцреализма) в «плюсы»?
— Искусство вообще изменяет карму любого помещения. Поэтому это не проблема. Лужи — если они будут — пусть себе будут. И прекрасно. Здесь можно будет еще добавить звук капель дождя как дизайнерское решение. Помещение завода — это огромная галерея. 1500 квадратных метров — всем найдется место. Арт-проект будет встречать гостей: это первое, что вы увидите, когда придете на фестиваль.
— Можете уже сейчас назвать конкретные имена и идеи участников Neofolk project?
— Будет большая доля развлечения, и при этом проект будет легким, но не легкомысленным. Условно можно разделить программу на четыре направления. Первое — мифотворчество, народная мудрость. Здесь будут представлены рецепты счастливой жизни, которые сопровождают работы Андрея Сагайдаковского: «Держи ноги в тепле», «Далеко в воду не заходи» и так далее. Лаконичные и меткие, непревзойденные, потому что просто нечего добавить. Второе направление — пейзаж, абсолютно неотъемлемый от Украины даже на фонетическом уровне. Здесь будут масштабные инсталляции Александра Бабака, некие постпейзажи. Монументальные работы размером 6х2,2 метра, которые долго пролежали в архивах. Размер помещения дает нам прекрасную возможность все показать. Дальше — постоянное действие. Украинцы не привыкли сидеть без дела, и это дает им билет в будущее. И конечно же — красота, постоянная тяга к красоте, эстетика, материальность объекта. Фантастический проект Тиберия Сильваши «Первый жест». Здесь кое-что будет взято из его предыдущего проекта «Обрамление».
— Могут ли «плохие времена» опять помешать возрождению «Гогольфесту»?
— Они уже мешали на протяжении двух лет. Но в действительности не бывает плохих времен, бывают сложные ситуации. А это совсем другое. Здесь опасна потеря времени, которое невозможно потом вернуть. Ныне, конечно, переходной период, но это мной лично воспринимается положительно, потому что больше проявляется сущность всего. Например, в селе Белогородка была очень страшная, грязная, заброшенная детская площадка. Собаки там жили, и одновременно дети играли. Словом, стыдно было смотреть. Как-то один из соседей повесил объявление: дорогие соседи, давайте что-то с этим сделаем. И этого было достаточно: за месяц мы ее почистили, переделали, поставили лавки в виде ларцов. Теперь все ходят и говорят: красота, супер. И эта красота не зависит от того, плохие или хорошие времена, сложно или просто, не зависит от экономической и политической ситуации. А зависит исключительно от выбора: делать или не делать. Потому что ждать не нужно ничего ни от кого. Заработал денег — сделай что-то хорошее. Купи у художника картину, посади дерево где-то не на частной территории, сходи в музей с компанией, отвези детей (не только своих) в кино... Не жди! Потому что художники — как раз те люди, которые не ждут. Они никогда не говорят: буду работать только тогда, когда предоплата будет. Им интересно — и поэтому они это делают. А в их результатах есть и для нас подсказки, как делать этот мир лучшим.