Середина лета оказалась очень насыщенной «чрезвычайными происшествиями» не только на востоке Украины, но и во многих странах: серия терактов, попытка военного переворота в Турции, «Брекзит», бурные события в Ереване и Алматы... А недавно французский праздник начала Великой революции 14 июля — взятия Бастилии — трагически оборвался терактом в Ницце... Потому неслучайна и активизация политического театра в мире — в частности, международный фестиваль «Этранж Этранжи» в Лионе, на котором стартовал и украино-французский проект «Майдан Инферно» театральной компании Си Коллапс (режиссер Клеман Перетятко) с презентацией книги.
Эта пьеса Неды Нежданой, посвященная украинской Революции Достоинства и писавшаяся в Киеве и Париже, стала первой в истории украинской драмой, опубликованной во французском издательстве (Эспасдьен Инстан). Напомним, в конце сезона презентация этого проекта состоялась в Киеве во Французском институте при участии автора и режиссера проекта. Автор рассказала, что толчком к пьесе стала история одного молодого мужчины, который, спасая свою любимую девушку в ночь «кровавой субботы», впал в кому и долго считался пропавшим без вести.
В пьесе «Майдан Инферно, или По ту сторону ада» реальное событие оживило древний миф об Орфее и Эвридике, но наоборот. Ангелина ищет любимого Ореста и хочет вернуть его с того света, но не она спускается в ад, а как будто бы ад поднимается на землю и пленяет живых. К главным героям, которые находят друг друга лишь в финале, присоединяются музыкант Люб, охранник Степаныч, медсестра Зоя, семинарист Пафнутий, журналистка Марго. Каждый с собственной историей и причиной здесь быть. Ведь именно присутствие на Майдане уже становится главным действием, той силой, которая противостоит «аду». Судьбы героев причудливо переплетаются. Так, чтобы спасти брата Зои, солдата ВВ, поневоле оказавшегося по другую сторону баррикады, Пафнутий становится на линию огня и лишается от удара гранатой глаза. Степаныч, который давно потерял сына и пришел спасать детей других, сам погибает от пули снайпера. Марго, несмотря на страх крови, помогает раненым, а балагур Люб строит баррикады.
Пьеса объединяет четыре мира: реальности на Майдане, внутренних монологов главных героев, теневой мир нападающих и виртуальный мир соцсетей — но театральными средствами — с играми и масками. Пьеса заканчивается символичным празднованием победы Майдана, которое прерывается вестью о вооруженном нападении России на Украину.
Автор предисловия к книге «Майдан Инферно» Мишель Корвен, знаменитый французский исследователь драмы, в частности составитель «Антологии европейской драматургии ІІ половины ХХ века», отмечает, что герои пьесы повторяют лозунг Французской революции — «Свобода или смерть»! Круг замкнулся в перекличке революций.
Французский режиссер Клеман Перетятко нашел диалог революций двух веков — ХХ и ХХІ — в пьесах «Патетическая соната» Н.Кулиша и «Майдан Инферно» Неды Нежданой, которые объединяет, на его взгляд, разрушение любви социальными катаклизмами. На встрече во Французском институте зрителям презентовали первую сценическую версию в Лионе, а также сценические чтения пьесы в Париже, Маннгейме (Германия) и Киеве.
В эскизном спектакле в Лионе зрители имели возможность примерить маски Путина, Меркель или Олланда, выпить чаю на сцене, а затем убегать от «беркута» вместе с актерами, оказаться в своеобразном «чистилище» в состоянии комы, а затем увидеть образное изображение виртуального мира из проводов. В финале был задействован даже цирковой артист с невероятными акробатическими трюками. А параллельно резким лживым контрастом служило абсурдное видео с пропагандистского российского шоу в Крыму. Публика была разной: и украинская, и французская, и международная фестивальная, но все смотрели с большим интересом и активно обсуждали после. А представители театра из Буркина-Фасо даже высказались, что действо было очень... «африканским».
Общность восприятия нашего бурного времени, в котором Украина оказалась в одном из эпицентров, очень важно передать сегодня средствами искусства — ради осознания изменений сознания. Проект «Майдан Инферно» режиссер планирует продолжить в Украине и во Франции. В частности, в рамках конференции и фестиваля-лаборатории Центра Курбаса «Культура как субъект. Майдан. Война. Экстрема» осенью.