Сегодня любой крымчанин знает «Боспорские агоны» (агоны — с греческого — состязания). Этот фестиваль начинался в Керчи (автор идеи и бессменный вдохновитель — заместитель председателя Совета министров АР Крым Татьяна Умрихина), а через несколько лет «агоны» охватили уже весь Крымский полуостров. Если первые годы внимание его организаторов было сосредоточено преимущественно на театральном искусстве, то со временем в фестивальное поле попали соседние Музы — изобразительное искусство, музыка, литература, поэзия, кинематограф, фотоискусство, музейное искусство. Сейчас в рамках «Боспорских агонов» проводятся даже «Малые олимпийские игры»; а ученые, археологи, исследователи древности организуют конференции.
ВЕЧНАЯ ТЕМА — ОТЦЫ И ДЕТИ
Два последних года театральный конкурс прописался в Евпатории. Юбилейная программа состояла из шести спектаклей. Классическую «Электру», хотя в разных авторских изложениях, предложили два театра: драму Эврипида сыграл Греческий театр танца «РОЭС» из Афин, а трагедию Софокла показал FREIES TEATR BOZEN (Италия, Австрия, Германия). Блок современности был представлен спектаклями «Холодный, как камень, серьезный, как смерть» Раппа Краковского Театра «Людовый», «В шутку и всерьез» Московского театра им. Вахтангова с участием Василия Ланового и Алексея Кузнецова, «Дамский мастер» Фейдо Одесского украинского музыкально-драматического театра им. Васылько и Творческим вечером Зинаиды Кириенко (Москва).
Гран-при «Боспорских агонов-2008» разделили между собой два спектакля — «Электра» Эврипида и «Холодный, как камень, серьезный, как смерть» Раппа. Именно в них античность и современность словно вошли в резонанс. Состав главных действующих лиц греческого и польского спектаклей совпадает. В польском спектакле те же непростые отношения отцов и детей, только на новом витке времени и с новым взглядом на них людей. Все уже иное: реалии сегодняшнего дня — наркотики, свобода, замусоривание мозгов пустыми телесериалами и рекламой, но также, как и раньше, страдают герои этой истории, также не согласны они с действительностью, так же стремятся переиначить ход событий...
Греческий Театр «РОЭС» — пример модерновой хореографии. Оригинальный современный танец тут сочетается с культивированием возможностей тела, пластические движения воспринимаются, скорее, как акробатические трюки. Режиссер-хореограф изобретает визуальные картины из тел, из вариаций их различных положений. Это образно, ассоциативно, эмоционально, мощно по восприятию, ощущению греческой культуры и традиций. Сценическое видение мифа об Электре максимально приближено к его античной сути...
Церемонии открытия и закрытия фестиваля стали масштабными действами. Открытие происходило на древней земле Керкинитиды, нынешней Евпатории, а закрытие — в недавно открытом, отреставрированном здании Ялтинского театра им. А. Чехова.
КОММЕНТАРИИ
— Мы — преемники и продолжатели традиций Древней Эллады, чьи великие культурные достижения были созданы во многом благодаря агонам — состязаниям свободных граждан. Агоны — наша история, обращение к истокам, возрождение традиций и всплеск высокого творчества. Агоны — это обсуждение вечных истин добра и зла, неподвластных времени, — подчеркнула Татьяна УМРИХИНА, заместитель председателя Совета министров АР Крым . — Сегодня Керчь является одним из центров по изучению античной культуры. Здесь в тесном содружестве работают археологи разных стран, открывая новые страницы истории Крыма и Украины. Памятники Керчи включены в государственный «Реестр недвижимых памятников Украины национального значения». Но это стало возможным лишь после многотрудной работы, направленной на сохранение культурно-исторического наследия Восточного Крыма, вклад в которую внесли «Боспорские агоны». Фестиваль выполнил свое предназначение, открыв миру древнюю Керчь, как один из центров античной культуры, и керчан — наследников богатых культурных традиций. Мы счастливы сотрудничать с известными артистами и художниками, учеными и археологами, послами культуры и искусства разных стран. Гордимся тем, что территория фестиваля расширяется, охватывая всю древнюю Тавриду, а его идеи подхватывают энтузиасты в других регионах.
— Античный театр — живой, неисчерпаемый источник на все времена, представляющий амплитуду человеческой жизни и духа, — с казала Лариса КАДЫРОВА, известная актриса, президент Международного института театра при ЮНЕСКО (Украинский центр), бессменный председатель жюри «Боспорских агонов» . — Тема античности волнует всех, кто приезжает в Крым поднять занавес этого фестиваля. Неповторимую ауру праздника создают крымчане... Клад житейского материала, заложенный в произведениях античности — база для дальнейшего драматического воплощения. Фестивальная палитра станет богаче, если мы будем придерживаться девиза: от античности до современности. Главное — затронуть ум и сердце сегодняшнего зрителя.
—Я объездил почти весь мир, но то, что увидел в Керчи, меня особенно поразило. Тут ощущается глубина веков, — признается Донатас БАНИОНИС, легендарный актер (Литва) . — Раньше для меня Крым ассоциировался с Ялтой, но теперь я уверен, что Крым начинается с Керчи. Здесь его корни и настоящая история. Рад, что на старости лет судьба дала возможность познакомиться с этим чудесным краем. Побывав здесь, я готов повторять слова моего учителя — выдающегося режиссера Мильтиниса: «Не ищите новое — ищите вечное»...
— Получился настоящий фестиваль с честным и открытым состязанием конкурсных спектаклей, с разным театром — от строго просветительского до подчеркнуто экспрессивного, с различной актерской игрой — от высшего пилотажа профессионалов до сумасшедшей энергии юности, — считает Александр ГОЛОБОРОДЬКО, популярный актер, экс-крымчанин, а ныне москвич .
— С чего начинается любое искусство? — спрашивает знаменитый актер с украинскими корнями Василий ЛАНОВОЙ (Москва) . — С удивления. Глаза малыша, открывшего на своей руке приземлившуюся бабочку, распахиваются от ощущения чуда. В пору античности — детства человечества — не мог не появиться театр, потому что удивление — мать всему творчеству... Как человек, кровно связанный с Украиной, я понимаю бессмысленность попыток отменить или поломать тысячелетние культурные связи, отказаться от богатейшего наследия разных народов, а особенно — в таком многонациональном регионе как Крым.
— Я рад, что вхожу в круг друзей фестиваля. У «Боспорских агонов» есть несомненный магнит, — замечает известный актер театра и кино Владимир КОРЕНЕВ . — Этот яркий, красочный праздник интересен тем, что в разной форме, на разных языках говорит о простом и вечном. Люди, участвующие в фестивале, интересны друг другу. Всех влечет общая цель — вместе вспоминать, возрождать историю человечества, чтобы, заражаясь энергией предков, черпая их опыт, уверенней идти вперед. Прошлое не умирает, если оно способно служить будущему.
— Я и не знал, что в античность можно просто приехать поездом или прилететь самолетом, — с юмором отвечает Александр ФИЛИППЕНКО, популярный актер . — На «Боспорских агонах» мы открыли новый для себя мир, и этот мир прекрасен!
— Успех любого местного праздника — это земля и люди, — сказала Людмила РУБАНЕНКО, руководитель творческого объединения «Гостиная на Дворянской» (Харьков) . — Мы с мужем (Леонидом Рубаненко) являемся членами попечительского совета Дома-музея Максимилиана Волошина, помогаем восстанавливать знаменитое «Волошинское гнездо». В Коктебеле нам удалось услышать, как говорила о «Боспорских агонах» Татьяна Умрихина, соблазняя керченскими достопримечательностями. Мы не просто стали друзьями «агонов». Немало совместно с фестивалем уже осуществлено, а еще больше — в наших творческих замыслах.
— Во все века и времена художники творили свою историю. Она шла параллельно с историей войн, завоеваний, насилия, политики. Иногда они пересекались, иногда нет, но творчество, культура не могут не влиять на то, что происходит в общественной жизни, — говорит Елена КАМБУРОВА, знаменитая певица, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии . — Я выросла на Украине, училась в Киеве. Мои предки — мариупольские греки... Фестиваль «Боспорские агоны» объединяет самых разных людей. Неважно, откуда ты, когда разговор идет на языке творчества, эмоций, на языке театра. Здесь объединение происходит вне времени и пространства, это одна большая территория искусства, освященная античностью.