Одним из обновленных сценических пространств стало Запорожье. На театральной карте Украины этот город долгое время стоял в стороне художественных процессов и был малоизвестен за пределами области. Вместе с тем в последнее время ситуация оживилась - нетрадиционными постановками, новыми театрами и фестивалями, гастролями, читками и даже скандалами... Несмотря на мужскую славу казаков, в театральной сфере Запорожья новые движения сейчас возглавляют молодые женщины!
Так, Муниципальный театр Vie проводит всеукраинский фестиваль независимых театров («Золотая Хортица»), который недавно возглавила Ольга Лещева. Именно здесь образовался Театр «Запорожская новая драма» под руководством Анастасии Косодий, издана и антология о революции «Майдан. Дистанция словом».
Организатором Фестиваля изящных искусств "АМПЛУА", является арт-директор, актриса, писательница, сценарист, режиссёр, член НСТДУ Татьяна Щастина.
Даже Запорожский академический театр им. В. Магара возглавила тоже женщина – едва ли не самая молодая среди главных режиссеров Украины Татьяна Лещева. Примечательно, что абсолютное большинство коллектива поддержало ее на выборах, и сам директор Театра им. В. Магара Владимир Панькин предоставил ей возможность формировать творческую политику. Это даже вызвало обвинения в формальных нарушениях в связи с требованием сочетания одном лице директора и художественного руководителя. Именно эта попытка «убить двух зайцев одним выстрелом» вызвала шквал нареканий по всей Украине, потому что приводит к тоталитаризму, а порой и абсурду, когда репертуар формируют бухгалтеры или полковники. Да двойного образования в Украине нет.
Проблему «двух зайцев» в театре затронули и в творчестве. В частности много дискуссий вызвала недавняя нетрадиционная постановка украинской классики главным режиссером. Казалось бы, что такого нового и скандального можно открыть в классических «За двумя зайцами» М. Старицкого? Но Татьяне Лещевой это удалось. Режиссер осовременивает пьесу не только визуально, воплощая в костюмах ассоциации со сторонниками аутентичности и современного стиля, иронизируя даже до китчевых форм над псевдоевропейскостью. Это и попытка иного, эпического отстраненного способа игры, а не привычного употребления «а ля псевдо-Станиславский». Хотя далеко не все актеры смогли воплотить современные приемы, съезжая на традиционные клише, но общий рисунок спектакля примечателен графической точностью мизансцен и масок. Это и современные подтексты. Спектакль тоже получился феминистический - в большей степени о Проне, а не о Свириде. Это один из самых интересных образов, где акцентирована не внешняя непривлекательность, а наивность и беспредельное восхищение внешней «модернизацией». Голохвастов выступает в мистической роли дьявола-искусителя, который выходит из подземелья и возвращается туда же, оставляя в психологическом аду разочарований свою невесту. Постановка Татьяны Лещевой акцентирует отношения Украины - Европы, актуализируя современную проблематику. Проня искренне увлечена европейскими ценностями, стремится к идеалу в отношениях и быту, но видит их поверхностно, а не по сути. Вместе с тем Свирид и проявляет эту псевдоевропейскость, а по сути - корыстолюбие, за которым стоит только бизнес-интерес. В этом контексте знаковый и финал - Проня с разбитым сердцем идет танцевать с тем, кто сделал ее жениха банкротом - евреем-ростовщиком. Она взрослеет и не хочет быть обманутой. Не напоминает ли такая трактовка пьесы увлеченность Украины псевдоевропейскостью, которой манипулируют ушлые проходимцы ради собственного обогащения? В этой версии спектакль вырастает из комедии до актуальной социальной сатиры. Разумеется, такой необычный взгляд режиссера вызывает сопротивление сторонников штампов, но зато может заинтересовать думающую публику.
В общем театр начал выходить из провинциального «аутизма» - стал активно ездить на фестивали и приглашать на гастроли интересные новые спектакли. И не развлекательные комедии, а такие, например, как призер «Киевской Пекторали» спектакль «Мы, Майдан» Надежды Симчич Театра «Колесо». Примечательно и то, что теперь именно Театр им. В. Магара стал основной площадкой проведения сценических чтений и эскизных спектаклей по современным украинским пьесам фестиваля «Амплуа». В театре состоялась встреча с нынешним двойным призером «Коронации слова» Александром Витром. В планах театра уже есть новые пьесы с чтений. Таким образом в творческой политике здесь тоже стремятся «поймать двух зайцев» - осовременить классику и воплотить новые тексты.
В спектакле Театра им. В. Магара «За двумя зайцами» актрисе Екатерине Стаценко (Проня Прокоповна) удалось создать собирательный образ современной женщины, которая, несмотря ни на что, мечтает найти свое счастье