Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пещеры как способ поверить в себя

История о подземном мире Украины
1 декабря, 2005 - 18:55
ОПЫТНЫЙ СПЕЛЕОЛОГ УЧИТ НОВИЧКОВ, КАК ИМЕННО НУЖНО ЗАЛАЗИТЬ В УЩЕЛЬЯ

Никогда не думала, что могу так порадоваться возможности выпрямиться, поднять голову и посмотреть на небо до того, как несколько часов, согнувшись в три погибели, пролазила под землей. Впрочем, не такой долгой была эта экскурсия — всего три часа, однако с непривычки показалось, что последний раз на поверхности я была лет эдак триста тому назад. Плечи уже были привычно опущены, голова предусмотрительно в них вжата, спина согнута. Стать прямо казалось просто опасным.

Нет, это не были полевые учения спецназа или показательная экскурсия в забой шахты, проведенная для журналистов. Просто мне, наивной девушке, предложили съездить на выходные в пещеры. Я согласилась, предвкушая возможность всласть побродить по красивым гротам и галереям, порассматривать свисающие с потолка сталактиты, в общем, приятно провести время. В красотах, безусловно, недостатка не было, но спокойно побродить явно не удалось.

Впрочем, обо всем по порядку. Мы едем в Тернопольскую область, в село Залесье Чорткивского района. Приехав туда, предварительно протрясясь несколько часов в электричке и затарившись продуктами в местном сельпо, долго бредем по разбитой сельской дороге, навьюченные огромными рюкзаками на хутор Млынки, где находится одноименная пещера. Добираемся до базы спелеологов, где нас встречает один из аксакалов спелеоклуба «Кристалл», который занимается исследованием этой пещеры, пан Доктор (в миру Владимир Андреевич). Вопрос «а не передохнуть бы нам?» зависает в воздухе, и мы сразу начинаем собираться на экскурсию. Первое, что заставило меня насторожиться, разговоры о том, что свитера, в которых некоторые из нас приехали, могут не выдержать и что нам стоит заменить их на брезентовые куртки. Становится страшновато — а что, собственно, там будет? Берем фонарики, крепящиеся на каски, и идем к пещере.

Вход в нее против ожидания не напоминает разверзшиеся врата ада — небольшая аккуратненькая пещерка с железными воротами. Последние, как рассказал Доктор, служат для того, чтобы с неопытными местными жителями не произошло приключения а-ля Том Сойер. А такое произойти может легко: пещера «Млынки» — лабиринт длиной 27 километров, где каждый коридор может закончиться тупиком. Поэтому без проводника- спелеолога туда нельзя.

Заходим. Входной зал подтверждает мои надежды на спокойную прогулку, но она заканчивается практически сразу же. Построившись в шеренгу, подходим к достаточно узкому отверстию в стене и... с Богом, пошли!

На первый взгляд пещера кажется грязной. На самом же деле, там только камни и глина, а в некоторых местах вода. Своей флоры и фауны здесь нет, а появлению жизни извне препятствуют спелеологи, которые строго-настрого запрещают всем входящим вносить или выносить что-то из пещеры. Поэтому на глубине 30 метров среди каменных стен царит полное безмолвие, нарушаемое только учеными и туристами. Представить такое жителю города, да и села сложно: нас постоянно окружают какие-то звуки. А тут иногда начинаешь отчетливо слышать течение крови в венах. Тихо и, против ожидания, совсем не холодно — постоянная температура воздуха в пещере 9 — 12 градусов. Вроде бы немного, но через некоторое время с тебя начинает градом литься пот, особенно если нет привычки к физическим нагрузкам.

Идти сначала более или менее просто: конечно, щели узкие, камни высокие и постоянно сгибаться надоедает, но, ничего страшного, могло быть и хуже. О том, как может быть хуже, узнали позже. Если вначале кто-то и боялся испачкаться, неохотно опускаясь на колени в низких местах, то, когда приходится по-пластунски проползать в различные дыры, с ног до головы перемазавшись в глине, вся аккуратность куда-то пропадает.

Самых сложных испытаний в пещере два: шкурники и распоры. Шкурники — это длинные коридоры, пройти которые можно, во-первых, только лежа, а иногда только боком. Вот ползешь так, ползешь и чувствуешь себя «недоделанной» змейкой: по-другому передвигаться нельзя, а таким способом передвигаться сложно. Шкурка, то есть кожа, прилично поободраться может. В таких местах особенно часто накатывает страх замкнутого пространства. В принципе, если вы подвержены клаустрофобии, лезть в пещеры просто нельзя, но даже человек с относительно здоровой психикой, чувствуя над собой груды камня, может почувствовать себя заживо погребенным. По крайней мере, со мной это несколько раз было. Но тут главное не паниковать, чтобы не тратить зря силы. Они понадобятся, когда дойдешь до распор. Представьте себе две отвесные стенки, между которыми вам надо пройти, опираясь на одну спиной, а на другую ногами. Вниз лучше не смотреть — где-то далеко, метров в пяти-шести, виднеется каменный пол. Первый раз это кажется непреодолимым препятствием, но нет пределу людскому совершенству — прошла.

Каждое из этих препятствий, да и просто камней, имеет свое название. Причем названия самые экзотические: Африка, Фантазия, Победа, Крокодил, Тещин зуб, Столовый камень. Называли их сами спелеологи. Понять некоторые можно, посмотрев на форму, некоторые — послушав историю открытия, ну, а некоторые можно понять, только пройдя. Вот, например, Роддом. Сначала это узенькая, наклоненная где-то под углом в 45 градусов щель, в которой нужно ползти пару метров на боку, рискуя каждую секунду застрять. Потом она резко обрывается и надо шесть метров каким-то чудом спускаться вниз, практически не имея точек опоры. Однако когда это пройдешь, чувствуешь себя действительно новорожденным.

Вообще, пещера, устраивая такие испытания, щедро награждает. Во- первых, своей действительно волшебной красотой. Заглядывая под пороги и изгибы стен, да и просто рассматривая стены, можно увидеть не только причудливые камни различных красок и форм, но и мириады кристаллов. Попадая в некоторые залы, думаешь, что тебе это снится: настолько захватывающее зрелище открывается. Белые, желтые, красные кристаллы, щедро рассыпанные природой по стенам, каменные цветы прямо из сказок Бажова, дорожки и полосочки, кажущиеся ледяными — ради всего этого стоит приехать в пещеры. Иногда кажется, что видишь ювелирную витрину, иногда — море, иногда — заснеженную степь. Ну а, кроме того, пройдя все дыры и распоры, держась иногда только на кончиках пальцев над провалами, понимаешь, что твоих сил хватит на все, что ты захочешь, и нет такого препятствия, какое бы ты ни преодолел. Причем мой пример это подтверждает: совсем необязательно быть очень спортивным человеком — организм скрывает в себе огромные резервы. И ради того, чтобы удостовериться в этом, тоже стоит поехать.

В общем, когда мы вышли из пещеры, сил хватало только на то, чтобы дойти до базы. Когда, пролазив так еще несколько раз, вернулись домой, сил у меня, исцарапанной и покрытой синяками, не было вообще. Зато был душевный подъем, невиданная уверенность в своих силах и спокойная убежденность, что я туда вернусь. Я вернулась, и опять не пожалела.

Наталия ГУЗЕНКО, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ