Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Песни заржавелого Аида

В прокат вышел уникальный фильм о жизни и досуге украинских коммунальщиков
23 октября, 2019 - 10:41
ФОТО С САЙТА ESPRESO.TV

Уже само название этой картины стоит отдельного приза: «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго». Англоязычный вариант, кстати, не менее остроумный: Heat Singers, что означает «Певцы тепла» или «Горячие певцы», еще и слово heat (тепло) созвучно с жаргонизмом «хит» (hit), что означает коммерчески успешную песню.

Автор фильма Надежда ПАРФАН (род. 1986, Ивано-Франковск) — культурологиня, общественная активистка, куратор разножанровых художественных проектов, соучредитель Международного фестиваля кино и урбанистики «86» в городе Славутич. Изучала культурологию в Киево-Могилянской академии, социальную антропологию в Центральноевропейском университете. В 2012—2013 была стипендиаткой Программы академических обменов им. Фулбрайта в США. Авторка статей и научных публикаций в журналах «Коридор», «Спільне», «Политическая критика», «Украина модерна». Впервые попробовала себя в режиссуре в 2014.

Мы с Надеждой познакомились заочно, когда она, будучи еще выпускницей «Могилянки», обратилась ко мне за рецензией на ее диплом. Можно сказать, ее социальный и профессиональный рост отчасти происходил у меня на глазах. Парфан — из тех неспокойных личностей, которым всегда «больше всех надо», которые пытаются менять — и меняют — мир, насколько хватает сил.

Конечно, к любому, кто имеет отношение к кинематографу, рано или поздно приходит соблазн стать за камеру. Материал для полнометражного дебюта у Надежды был под рукой: ее мать работает на вышеупомянутом предприятии, однако главным героем является председатель профсоюза Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго Иван Васильевич. Круг его обязанностей немал, но любимое занятие — профсоюзный хор, в котором поют диспетчеры, слесари, ремонтники, бухгалтеры. Хор слаженный, де-факто профессиональный, берет призовые места на отраслевых соревнованиях. Репертуар — народные песни.

Надежда строит фильм на очевидном конфликте между коммунально-бытовой прозой и песенным ритуалом. Первая, впрочем, полна собственных сюрпризов, а иногда и откровенного абсурда вроде горячей дискуссии об участии в соревнованиях по перетягиванию каната. Разговоры по прямой линии с разъяренными потребительницами и потребителями комуслуг — вообще апология черного юмора: и смех, и грех. Собственно «коммуналку», все эти котельные и подвалы, трубы и бойлеры режиссерка показывает в несколько ирреалистичной, местами даже мистической оптике. Что, впрочем, отнюдь не скрывает ужасное состояние всего этого хозяйства; местами оно на фильм ужасов и похоже.

И тем ярче хоровые сцены; тоже своего рода метафизика.

Финал меланхолический: Васильевич уходит на пенсию, и провожают его песней — прямо в цеху.

Конечно, фильм не лишен недостатков, типичных для дебюта — в частности, потери ритма и определенного «провисания» посередине. И все же вышла местами трогательная, местами смешная, преимущественно увлекательная повесть о коммунальном подполье величиной со страну — о котором мы, рядовые потребители, почти ничего не знаем. То есть не знали. До сих пор.

Оказывается, там, в заржавелом Аиде, есть жизнь. И там поют.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— В этот проект ( «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго». — Д.Д) мы вкладываем очень много мечтаний, надежд, бессонных ночей и всякого рода усилий — больше уже некуда. В целом, для меня кино — это и работа, и хобби, и развлечение, и даже религия. Не могу рационально объяснить, как оно происходит, — просто наблюдаю за лазейками, которые приоткрывает реальность, пытаясь что-то мне сказать. Возможно, это чисто эволюционная функция определенного типа людей — слушать и рассказывать истории, в данном случае с помощью аудиовизуального медиума.

* * *

— Какой фильм тебе дался труднее всего и почему?

— Они все мне тяжело даются! Но особенно тяжело делалась «Reve ta Stohne on Tour» — моя первая «профессиональная» картина. Мне приходилось одновременно доказывать свою компетентность и отбиваться от давления продюсеров, героев, съемочной группы. Польские продюсеры посреди фильма обрезали финансирование и не пустили меня на съемки в другую страну. Они имели свои причины, но для меня это был большой удар, я даже не сразу пришла в себя... Кино получается исключительно потому, что существует узкий круг людей, которые в тебя верят и могут по-настоящему поддержать. А над «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго», без преувеличения, работала вся моя семья — муж, мама и даже бабушка.

* * *

— Деньги играют важную роль, но они не работают, если их неправильно администрировать. Мне кажется, мы переоцениваем западные модели и превращаем их в карго-культ, а хотелось бы больше узнать о реальных историях успешных общественных сдвигов. Например, мы почти ничего не знаем об опыте латиноамериканских стран, а там много генетически подобных процессов. И вообще, нужно больше интересоваться миром и меньше «залипать» в собственных национальных травмах.

* * *

— Мы [в Украине] слишком любим кризисный менеджмент: если нет кризиса, нужно его создать.

* * *

— Украина — это страна чудес. Здесь действительно возможно абсолютно все. Здесь есть то, чего нет на благополучном Западе, — драйв, воздух, динамика. В то же время даже во времена войны и перманентного экономического кризиса у нас более высокий уровень жизни, чем во многих странах мира. Посмотрите, что произошло со злополучными сирийцами после их «Майдана». Я искренне благодарна за этот наш шанс.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ