Выставку своих живописных работ в галерее «Ирэна» известный
киевский художник Петр Бевза назвал конкретно, но не без претензии, словно
первый раздел угнетающей своей солидностью монографии, — «Ранний Бевза».
Впрочем, это вполне логично — выставку составили ранние, еще фигуративные,
а по сравнению с более поздними — даже несколько традиционные работы. Именно
они принесли Петру Бевзе в свое время славу одного из необычнейших и остросовременных
украинских художников. Более новыми работами экспозиция в лучшем случае
только разбавлена.
«Ранний Бевза» — порой эпатирующий, иногда трогательно-лиричный,
всегда — парадоксальный. Он предпочитает мягкие, темперные, глуховатые
и глубокие краски, то почти незаметно перетекающие друг в друга (так, построенная
на бесчисленных оттенках одной части спектра «Вода» кажется едва ли не
монохромной; удивительное чувство цвета, присущее художнику, демонстрирует
и «Воспоминание»), то, напротив, обладающие четко обозначенными пределами
и гранями.
Для «Раннего Бевзы» ценен и важен сюжет. «Переплетения
истории знаков с историями рассказов» (об этом скажут применительно к Петру
Бевзе — правда, чуть позднее — немецкие искусствоведы) в буквальном смысле
слова еще нет. В лучшем случае оно угадывается за связью цвета и сюжета
— элементарного и завораживающего. Порой это притча («Счастливый») — правда,
чуть ироничная; впрочем, как и положено настоящей притче, она не столько
дает ясный ответ, сколько ставит вопрос — быть может, и вовсе не имеющий
ответа. Правда, возможна и притча иного рода, построенная, скорее, на метафоре
и аллегории. Таков «Вечер», сюжетом которого является, так сказать, возвращение
с жатвы — при всей условности трактовки этого бытового сюжета (кстати сказать,
герой этой картины — жнец — автопортрет художника). Торжественный лиризм
«Челна» сосуществует на выставке со столь же торжественным бытовизмом «Акта»;
девушка в лодке, подставившая лицо солнцу, и женщина, перерезающая горло
курице в одинаковой степени способны стать «точкой отсчета» для длинной
цепи более или менее глубокомысленных ассоциаций. Одна из самых странных
работ «Раннего Бевзы» — «Рядом с бабушкой», где можно — при желании — найти
не только теплоту и любовь двух близких людей, но и «привет Фрейду».
Более поздний или, всего точнее, нынешний Бевза нефигуративен;
он оперирует цветом и заключенной в нем энергией («Самолет-мост»). О его
вызывающем восхищение чувстве стиля свидетельствует серия работ, выполненных
под других, не менее знаменитых украинских художников («Год. Посвящение
П. Лебединцу»). А впрочем, Петр Бевза принадлежит к числу художников, стремительно
захватывающих и осваивающих грандиозные новые пространства. Каким он будет
хотя бы ко времени завершения нынешней выставки в «Ирэне» — предсказать,
по всей видимости, невозможно.