Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пиар, или История «фактов», представлений и идей

38 или 100? Можно ли считать нынешний Киевский Молодой театр наследником Леся Курбаса?
15 мая, 2018 - 11:10
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сначала — цитата: «...приглашаем Вас на торжественный вечер, посвященный 100-летию Молодого театра Леся Курбаса. Событие состоится 21 мая по адресу: ул. Прорезная, 17 (Молодой театр)». Кажется, сказано ясно: вас приглашают на юбилей Молодого театра Леся Курбаса, а не Киевского Молодого театра, возглавляемого в настоящее время Андреем Билоусом. Однако в соцсетях вдруг поднялась буча. Мол, все это пиар, Билоус хочет чужими руками сделать себя лучшим. Приведу еще одну цитату из Facebook: «Неужели когда-то Молодежный театр переименовывали в Молодой ради того, чтобы сегодня придумать ему громкий юбилей?» И дальше: «Это подтасовка, не искажайте историю, не пятнайте, имейте совесть и празднуйте только свою историю, не пришивайте к ней лишних более чем 60 лет»! «Ни одним историческим фактом Молодой театр Леся Курбаса не связан с существующим в настоящее время Киевским академическим Молодым театром». Единственное, что у них общего — это помещение на Прорезной, 17.

Приведем, для ясности, короткую историческую справку. Молодой театр, созданный великим реформатором украинской сцены Лесем Курбасом, существовал недолго (1917—1919 гг.). Свой первый сезон он играл  в Киеве, в арендованном Театре Бергонье, где в настоящее время работает Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки, а сто лет тому назад обосновался на Прорезной, 17. Собственно, эту дату и предлагает праздновать нынешний Молодой театр. Он же, в свою очередь, имеет такую историю: созданный (по доброй воле бывшего генсека ЦК КПУ В.Щербицкого) в 1979 году, назывался «Молодежным», работал в Клубе «Метростроя», в 1986-ом переехал в «курбасов» дом на Прорезной, 17, а потом вернул себе историческое название — Молодой театр.

Да, из всего этого легко сделать вывод, что между 1919 и 1979 годом Молодого театра в Киеве «не было» ни де-юре, ни де-факто, а следовательно, как процитировано выше, Молодой театр Леся Курбаса и нынешний Молодой театр не связаны «ни одним историческим фактом»! Но история искусства является не столь историей «фактов», как историей спектаклей и идей. И это тот случай, когда Молодой театр «был»  даже тогда, когда его «не было». Лесь Курбас сто лет тому назад посеял искушение Молодого театра — и это искушение пыталось прорасти в реальность даже в самые  неблагоприятные времена. Иначе чем объяснить тот почти невероятный факт, что в конце 1940-х в Киеве едва не открыли Молодежный театр (не молодой, конечно, потому что это бы слишком напоминало о репрессированном Л.Курбасе). Эта идея ожила на грани 1950—1960-х, когда Молодежный театр пробовали создать Михаил Верхацкий, ученик Леся Курбаса, а затем Лесь Танюк. В 1974 году Ирина Молостова была близка к основанию Молодежного театра из своего актерского курса (того, где учился Анатолий Хостикоев, в настоящее время звезда Национального театра им. И.Франко). И, наконец, многолетние попытки увенчались успехом в 1979 году.

Неужели должны праздновать историю Молодого театра именно отсюда, «от В.Щербицкого»? Здесь, ей-Богу, аж подрывает сказать что-то патетическое о преемственности и непрерывности нашей культуры. Вспоминается, что как-то, уже давненько, народный депутат ВР М.Добкин был приглашен на один из  телеканалов к дискуссии об украинской культуре и сказал там незапамятную фразу: «Ну, вы же понимаете, что пятнадцать лет назад украинской культуры еще не было!»... Через несколько лет он возглавил Харьковскую областную власть и пришел официально поздравить Театр «Березіль» с 90-летием. Говорил нужные в таком случае слова, и, наверное, прикидывал в уме: если 90 минус 15, то откуда взялись еще 75?

Так и мы: вычисляем, как Молодой театр приписал себе 60 лет? И говорим: ага, пиар! Ладно, пусть будет пиар. Как высказалась одна остроумная коллега, «пиар костей не ломит»! Но давайте на минутку покинем  ул. Прорезную и посмотрим на ближние улицы. Представим, что какой-то ресторан «Дрова» на углу Владимирской и Золотоворотского сквера решил отметить юбилей Украинского клуба, который размещался в этом же здании, откуда, собственно, началась история украинского возрождения. Или представим: банк, на углу Пушкинской и бульвара Шевченко, захотел бы праздновать юбилей генштаба армии УНР, что размещался здесь сто лет тому назад...  Мы бы сказали: ах, какие молодцы те рестораторы и банкиры, они считают своей историю и Украинского клуба, и украинского генштаба. Бог простит им за то, что они на этом, может быть, делают пиар.

Но они этого не делают! А вот Молодой театр — делает. А ему говорят: нет, это не твоя история, ты в ней только квартирант.

Между прочим, у нас не так много мест, где история продолжается долго и где все стоит на том месте, где стояло в своем начале. Вот, например, львовские «заньковчане» недавно праздновали столетие своего театра, хоть создан он не во Львове и поселился там намного позже. Да и столичные «франковцы», которые скоро будут отмечать свое столетие, родились вовсе не в Киеве. И даже Шекспировский театр «Глобус» в действительности размещается не там, где был во времена Шекспира. А вот наш Молодой театр стоит именно там, где и когда-то стоял. Конечно,  его история намного короче, чем у «Глобуса». Но стоит ли нам ее еще больше укорачивать?

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ