Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пикник на обочине

Очередная дискуссия о спасении национального кино завершилась ничем
22 сентября, 2009 - 20:01

Недавно в Киевском доме кинематографистов состоялся круглый стол на тему «Современное украинское кино. Перезагрузка» с участием известных режиссеров и продюсеров, руководства Национального союза кинематографистов Украины, а также других представителей отрасли. К сожалению, ни один из приглашенных на встречу политиков и руководителей профильных культурных комитетов предложением поучаствовать в диалоге не воспользовался, поэтому дискуссия в Доме кино имела прежде всего декларативный характер.

Кинорежиссер, заместитель главы Союза Олег Фиалко отметил: «Мы даже не мечтаем о том, что власть, которая, несмотря на все свои заявления, игнорирует отечественное кино вот уже восемнадцать лет, выслушает наши предложения на этот раз. Поэтому мы намереваемся прибегнуть к радикальному шагу — обратиться к европейским и мировым структурам, заботящимся о проблемах культуры, в частности, к ЮНЕСКО с просьбой о выводе Украины из мирового культурного пространства. Страна, где происходит геноцид культуры, не имеет права сосуществовать с цивилизованными странами, не имеет права «распространять инфекцию». Видимо, лишь это сейчас может привлечь внимание если не нашей власти, то хотя бы мирового культурного сообщества к проблемам украинского кино. Пусть в Украину пришлют делегатов с проверкой, тогда власти придется как-то отвечать на поставленные вопросы. Мир долго не хотел знать о Холокосте, но благодаря борьбе еврейского сообщества за свои права жертвы того геноцида сейчас почитаются повсеместно. Похожим образом должны действовать и мы — громко заявлять об уничтожении нашей культуры».

В своем выступлении глава Государственной службы кинематографии Министерства культуры и туризма Украины Анна Чмиль обратила внимание на мнимую обеспокоенность украинской власти проблемой, вынесенной на обсуждение: «Сразу семь из 17 зарегистрированных в Верховной Раде в последнее время законопроектов касаются кинематографической отрасли. И все они стоящие, к разработке каждого из них привлекались работники Государственной службы кинематографии и Национального союза кинематографистов. Конечно, у каждого из народных депутатов, представившего свой законопроект на рассмотрение в Верховную Раду, мотивация, скорее всего, отличная от нашей, существует много политических амбиций. Однако мы согласны поддержать любой из этих законопроектов, ведь по своей сути все они являются протекционистскими по отношению к украинскому кино, в каждом из них предлагаются определенные рычаги нормативного и экономического регулирования кинопроизводства и кинораспространения, выгодные в первую очередь украинским актерам и режиссерам и с ними сотрудничающим продюсерам. Все эти законопроекты имеют целью изменить распределение сил на рынке украинского кинопроката: сегодня ситуация такова, что в кинотеатрах в течение последнего года демонстрировалось 200 фильмов зарубежного производства и лишь десять — отечественного. А в целом за последний год на украинский рынок либо через продажу на дисковых носителях, либо через телевизионную ротацию, либо через те же кинопрокаты попало фактически 10000 зарубежных фильмов. Ясно, что доля отечественного кино просто мизерна. Поэтому фактически во всех законопроектах, к созданию которых мы приобщились, предлагается принять радикальные протекционистские меры. В частности, проект Терехина предлагает не только освободить деньги, привлеченные к кинопроизводству от налога на добавленную стоимость (это сразу же посодействует увеличению числа желающих инвестировать деньги в украинскую киноиндустрию), но и предоставить государственную дотацию к каждому приобретенному зрителем билету на фильм украинского производства. Для того, чтобы наша отрасль была рентабельна (а до 1991 года кинематографическая отрасль по рентабельности занимала второе место в стране после производства алкогольных напитков), в Украине должно быть по меньшей мере 2000 современно оснащенных кинотеатров с новым видеопроекционным оборудованием, а их сегодня лишь 300. Вот это — одно из тех направлений, куда мы и предлагаем вкладывать полученные средства. Кстати, в другом законопроекте есть и совсем новые для нас предложения относительно финансирования кинематографической отрасли. Например, предлагается взимать определенный — небольшой — сбор не только с продажи дисков или прибыли телеканалов, но и с абонентов телекоммуникационных услуг. Не нужно этого пугаться, это цивилизованный путь: в Эстонии, например, с 1936 года действует Закон о культурном капитале, регламентирующий отчисления 10% от акцизного сбора с производителей алкогольной продукции на потребности отечественной культуры. Похожие нормативные акты действуют также в Польше, Англии, Германии, Испании. Это, похоже, единственное приемлемое разрешение проблем денежного обеспечения украинской киноиндустрии».

Людмила Новикова, исполнительный директор общественной организации «Фонд Молодость», обратила внимание на яркий пример удачных последствий применения государственного протекционизма в кинематографической отрасли в балканских странах: «После страшной войны и разрухи именно балканскому кино удалось сформировать на Западе новый позитивный имидж республик бывшей Югославии, а этот имидж, соответственно, привлек и экономическую поддержку. Украинские же кинотворцы частично едут работать за границу, частично переквалифицируются в работников рекламной индустрии, а среди оставшихся в стране и не изменивших профессии 60% — безработные».

Кинорежиссер и нынешний секретарь Национального союза кинематографистов Украины Дмитрий Томашпольский объявил о создании на базе Союза нового рабочего органа — Лаборатории проектов, цель которого —моделирование и практическое воплощение национального кинопроекта и создание позитивного имиджа модного украинского кино. Основное внимание в рамках экспериментальной работы Лаборатории будет уделяться жанровому кино — комедиям, мюзиклам, мелодрамам, триллерам, основанным на современном материале. Деятельность Лаборатории при этом будет состоять прежде всего в экспертно-аналитической работе над проектом: в оценке потенциала того или иного проекта зрительской аудиторией различных возрастных и социальных категорий, в исследовании общественного спроса на картины определенной тематики, а также в поиске соответствующих каждому отдельному проекту сопродюсеров, в привлечении к сотрудничеству телевидения, европейских фондов и институций.

Идеи Дмитрия Томашпольского поддержал продюсер, директор студии «Гагарин Медиа» Андрей Азархин. Он отметил необходимость профессионального исследования социокультурных процессов восприятия и механизмов распространения кинематографической продукции, а также сообщил, что усилиями его студии в рамках отмеченной экспериментальной программы будет проводиться мониторинг украинской системы кинораспространения, будут заказываться независимые юридические исследования профессиональных проблем кинопроизводства, в частности, авторского права, создаваться стратифицированные фокус-группы, дающие материал для квалифицированных заключений относительно того, какие именно кинематографические герои необходимы современному обществу, какие сценарии следует заказывать авторам, на фильмы каких жанров прежде всего купит билет зритель.

Жаль, что дискуссия в Доме кино после провозглашения деклараций под декоративный аккомпанемент общения с прессой очень быстро обернулась выяснением отношений между участниками круглого стола. Поэтому провозглашенная модератором встречи, автором телепрограммы «Аргумент Кино» Владимиром Войтенко тема «Современное украинское кино. Перезагрузка», думаю, будет оставаться актуальной еще долго и будет побуждать к созыву еще не одного подобного вече.

Сергей ГАРАГУЛЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ