— Как начинался «Цоци»?
— Я почти случайно узнал об этой истории более 10 лет назад в Нью-Йорке, увидел ее потенциал, и многие люди говорили мне, что ее можно снимать. Однако довольно долго я не знал, что и как с ней делать. Когда четыре года назад я со своей дочерью вновь был в Нью- Йорке и встречался с разными артистами, этот сюжет всплыл во второй раз, и я понял, что делать. А сама книга была напечатана в 1980 году, и ее уже пытались экранизировать. Сейчас фильм идет в прокате по всему миру, за исключением России.
— Почему вдруг такое исключение?
— На мне оранжевый пиджак… Больше я об этом ничего сказать не могу.
— Большая популярность предполагает также и пиратство, к сожалению. У нас уже появился «Цоци» на нелицензионных дисках...
— Мы летом были в КНР на Шанхайском фестивале. Фильм на тот момент еще не вышел ни в Европе, ни в США. А в Пекине я нашел целых пять копий по доллару каждая. Был очень зол. Да, пиратство — это проблема. С другого стороны, в ЮАР фильм украли еще на стадии монтажа. По рукам гуляла 11-я монтажная версия
— А финальная какая по счету?
— 23-я. Но, несмотря на это, уже проданы десятки тысяч лицензионных дисков. Это два разных рынка.
— Хорошо, так чем можно объяснить такой успех?
— Вы видите простую историю, которая, однако, касается души каждого человека. В этой универсальности простых историй — залог успеха. Мне кажется, этот фильм мог бы быть сделан в Украине, если бы мы нашли деньги здесь, а не в ЮАР. Такие истории можно снимать где угодно.
— Кстати, вы раньше бывали в нашей стране?
— Впервые я приезжал в Украину много лет назад. Был один день во Львове. Очень яркое впечатление.
— И могли бы что-то у нас снять?
— Я всегда ищу истории, сценарии. И если в Украине найдется такая интересная история, сразу сяду в самолет и прилечу сюда.
— Что касается места съемок, «Цоци» — больше африканский или все-таки британский продукт?
— Производство было обоюдным. Идея пришла от британского продюсера, основа для сценария, деньги и актерские таланты — из ЮАР, разработка сценария опять- таки, британская. Кстати, если бы его делали американцы — был бы совсем другой фильм. Они уже пытались, но ничего не вышло. Нам поступали предложения от американских актеров, но мы, ради аутентичности, все-таки остановились на Африке.
— И насколько сложно там работалось?
— Снимать в ЮАР — большое удовольствие. Очень красивые пейзажи. Невероятный свет. Собственная киноиндустрия там небольшая, но все работают с огромным энтузиазмом. Нам даже удалось три недели поработать в Соуэто — и не было никаких проблем.
— Есть еще один интересный момент — насколько мне известно, в Южной Африке официальными считаются 11 языков. Как вы решали этот вопрос?
— Это была большая проблема — на каком языке делать фильм. На нас давили, чтобы мы сделали на английском. Поэтому мы с режиссером много дискутировали. Английский более коммерческий, но благодаря местному языку актеры могли существовать в кадре более естественно и убедительно. Поэтому в результате мы остановились на единственно правильном решении, и коммерческом, и креативном одновременно: сделали фильм на языке Цоци — сочетании нескольких местных диалектов.
— Еще один компонент звуковой дорожки — музыка...
— В «Цоци» она является очень важным моментом. Мы использовали Квато — разновидность южноафриканского хип-хопа из района Соуэто — из-за того, что там немного слов, но много музыки, необыкновенно энергичной и мощной.
— Под эту музыку делались иногда жестокие вещи... Насколько важна в «Цоци» тема насилия?
— Этот фильм не о насилии, а о его последствиях. Но в первую очередь, это история искупления грехов. Мы их совершаем, но имеем возможность исправить.
— Вы очень удивились, когда получили «Оскар»?
— Это было трудно предусмотреть. Правда в том, что мы хотели сделать не просто хороший, а очень хороший фильм. Режиссер с помощью двух редакторов сделал 40 вариантов сценария. Мы перемонтировали его, как я уже говорил, 23 раза. Полгода тестировали его на различных аудиториях в Лос-Анджелесе, Лондоне и ЮАР во время монтажа и в результате изменили финал. Когда мы его показали в августе 2005 года на Эдинбургском фестивале, то получили награды и от зрителей, и от критиков, а это настоящий показатель успеха. На Торонтском фестивале среди 350 фильмов мы также получили приз зрительских симпатий, и именно после этого я понял, что у нас большие шансы на номинацию. Но все же, когда объявили победителя в этой номинации — для нас это был сюрприз.
— Все-таки, почему вам это удалось?
— Я, возможно, немного цинично скажу, но если вы хотите получить «Оскар», стоит помнить, что киноакадемики — люди пожилые, думают о смерти, поэтому там очень приветствуют картины об эвтаназии, Холокосте и тому подобном. На самом деле, мы делали фильм, который был бы, с одной стороны, коммерческим, с другой — артхаузным. «Цоци» — это не социальный реализм, когда ты рассказываешь зрителю, как трудно живется. В первую очередь, это фильм, «муви». Именно это — мой подход: поднимать важные вопросы, но и развлекать.
— Совмещать арт-хауз и коммерцию? Разве это возможно?
— Это очень трудно — объединять эти вещи. Однако я пытаюсь это делать. По моему мнению, творческие и коммерческие решения совпадают.
— И каковы ваши планы сейчас?
— Сейчас моя тема, независимо от жанра, все равно, ужасы это или комедия, — различные аспекты любви. Новый проект будет касаться именно этого. Будем снимать в Китае, по рассказу Джозефа Конрада. Поляка, который родился в Украине, всю жизнь писал на английском, в том числе, о Китае...