«Відлуння» представляет нашу страну в Международном форуме театра одного актера в Международном институте театра (ЮНЕСКО). По уже сложившейся традиции спектакли феста проходят на сцене Театра «Колесо», сохраняющего атмосферу своего месторасположения на замечательной киевской улице — Андреевском спуске. Эту обстановку праздничности и театральности отмечают все гости «Відлуння». В этом году фестивальная афиша состояла из 13 спектаклей. Их играли актеры из 10 стран мира. Даже простой географический перечень может засвидетельствовать — зрители имели возможность увидеть разнообразные национальные театры — Украины, России, Германии, Македонии, Болгарии, Польши, Литвы, Великобритании, Албании, Армении.
Перед авторитетным международным жюри, возглавляет которое президент Международного форума театра одного актера Валерий Хазанов (Москва), стояла нелегкая задача — определить лидеров лишь по пяти номинациям. В любом моноспектакле действует традиционная для театрального зрелища триада: драматург — режиссер — актер. С той только разницей, что в большинстве случаев все составляющие этой триады — один человек. Поэтому каждый спектакль становится разговором с самим собой. Представляете, какие тонны искренности, сценической правды и органики актер должен выложить на подмостки, чтобы его разговор наедине с собой стал интересен еще кому-нибудь? Было одно свойство, что объединило 13 очень разных спектаклей «Відлуння». Возможно, это отражение ощущения современной жизни, ее проблем и отличительных черт. Но почти все спектакли повествовали об одиночестве человека. Каким бы ни было содержание спектакля, как бы ни был определен его жанр и решена форма, красной нитью всех сценических монопроизведений стала тема одиночества, тема поиска понимания и любви.
ВСЕЛЕННАЯ ПО ИМЕНИ «АКТЕР»
Питер Тейт, английский актер из Лондонского Королевского театра, свой спектакль назвал «Одинокий». Актер эмоционально рассказал жизненную историю человека, потерянного в огромном, безумном мире. Он страстно пытается найти ответ на вопрос: «Почему же я одинок? Что в жизни я сделал не так?». Но у него нет собеседника, а потому и нет надежды на ответ… Так же страдает от одиночества и непонимания современный Король Лир (Армен Сантросян) в армянской версии шекспировской пьесы. Здесь изображение Лира — уже на развешанных листовках в надписью «Президент». Пик трагедии отца, пережившего крушение своей жизни, — момент разрывания на три части большого семейного портрета с тремя дочерьми, на котором запечатлена прошлая идиллия Лира. Одиночество и страсть обрушиваются на Федру (Габи Шелле) в немецком спектакле из Киля. Играя по классическим текстам Еврипида, Сенеки и Расина, актриса перебрасывает мостик в современность. Ее героиня предельно натуралистична, внутренне обнажена до предела, она еще и еще раз переживает то, что заставило ее стать и убийцей своего пасынка, к которому она воспылала недозволенной страстью, и самоубийцей, когда поняла, что не может справиться со своими чувствами. Используя современные технологии, актриса играет перед камерой, мгновенно проецирующей ее изображение на экран. Эффект сиюминутности присутствия позволяет зрителям словно под микроскопом наблюдать за малейшими нюансами переживаний героини. Она стремится к постижению истины. Но сама же ставит любовь выше всякой истины, поэтому предельно пронзительно звучит ее предсмертная фраза: «Я люблю тебя, Ипполит!..»
Страсти и самоубийство присутствуют еще в одном спектакле — «Амок» по С. Цвейгу в исполнении Димитра Орготска (Албания). Актер был отмечен дипломом «За лучшую мужскую роль». Изобретательно используя предметы, он создает атмосферу места, где происходят события, и убедительно рассказывает о своей роковой любви, которая, словно амок, приводит его к гибели. Ничего, кроме гибели, не остается и герою украинского спектакля «Голодный грех» по В. Стефанику в исполнении Александра Форманчука (Центр театрального искусства им. Леся Курбаса). Страшная история убийства своей дочки, рассказывается словно бы потусторонним существом, в которое превратился загнанный в тупик безысходности персонаж. Голод, страдания, смерть — наивысший градус чувствований и переживаний. Дипломом за «Лучшую сценографию» был награжден художник спектакля Владимир Карашевский. Луч надежды дарит маленькому еврейскому мальчику одинокий араб Ибрагим из болгарского спектакля «Господин Ибрагим и цветы Корана» Э.-Э. Шмитта. Актер Софийского национального театра им. И. Вазова Мариус Донкин получил диплом «За гуманистическое послание спектакля». История о том, как с помощью Ибрагима мальчик приходит к новому осознанию мира и получает в награду веру в надежду на лучшее, воспринимается древней арабской притчей.
В моноспектакле актер-одиночка — и главный герой, и второстепенные персонажи, и многочисленная массовка, и молчаливые статисты. Парад героев представил в своем спектакле «Крошка Цахес» Я. Стельмаха актер киевского Молодого театра Алексей Вертинский. Виртуозные, мгновенные перевоплощения, фейерверк костюмов, мелькание париков, изменения тембра голоса, мимики, пластики — и вот перед зрителями галерея образов известной сказки Гофмана. Вертинский поражает разнообразием сценических приемов, создавая разные, такие непохожие друг на друга образы.
О своем творчестве Эжен Ионеско писал: «Я не поучаю, не свидетельствую, не истолковываю, только объясняю себе самого себя». Это же пытается делать в спектакле по пьесе гениального абсурдиста «Стулья» македонская актриса Иоанна Поповска. Отмеченная дипломом «За лучшую женскую роль», актриса прекрасно справляется с этой драматургией, которая является ярким примером театральной метафизики: ее тема — пустота, но ее содержание — стремление человека к счастью. Героиня Поповска остается одна, она живет прошлым, когда рядом был любимый мужчина. Звучит ностальгическая тихая музыка, вновь и вновь она прокручивает ленту их жизни, скупо, но выразительно рассказывая о главных человеческих ценностях. Обращаясь лишь к портрету, женщина пронзительно исполняет реквием по несбывшимся надеждам, по былому счастью.
МНОГЛИКОЕ «Я»
Реальный персонаж выступает в спектакле «Игры про Анну Фрейд» киевлянки Татьяны Лемыш («Театрион»). Рассказ о дочери Зигмунда Фрейда перемежается живой музыкой, документальной кинохроникой, и это помогает воссоздать атмосферу, в которой жили знаменитый психоаналитик и его дочь.
Своеобразную форму спектакля нашла актриса из Нижнего Новгорода Наталья Кузнецова. Интерпретируя прозу Федора Абрамова в спектакле «Запев Мадонны с Пинеги», актриса избирает статичную форму существования своей героини. Эта сельская женщина сидит на скамейке в своем доме, прикрыв ноги лоскутным одеялом, и неспешно рассказывает всю свою нелегкую жизнь. Статика вступает в конфликт с напряжением повествования, и актрисе удается добиться эффекта объемности спектакля. Словно красками, она «живописует» словами, и перед зрителями появляется картина ее жизни, ее мудрости и терпения, стойкости перед самыми тяжелыми испытаниями. Н. Кузнецова была награждена дипломом «За сценическую интерпретацию литературного произведения». Интересную идею реализовал в своем спектакле под названием «Спектакль после спектакля» Д. Чяпаускайте литовец Александрас Рубиновас. Он сыграл актера, который обращается к зрителям после окончания своего спектакля и пробует пережить его заново, втягивая в игру оставшихся зрителей. Здесь и о философии творца, и о несыгранных ролях, о взаимодействии с партнерами и равнодушии зрителей. Звучит искренний монолог актера, открытый и откровенный, но каждый вечер он звучит по-новому и неповторимо… А. Рубиновас получил диплом директоров Форума театра одного актера.
Был на «Відлунні» и актерский дебют. Молодая актриса из Польши Елена Цикуй в спектакле «Почему я?» В. Рудан с детской непосредственностью дала почувствовать весь трагизм отношений с отцом, который не любит свою дочь. Средства выразительности, которыми пользуется актриса, скромны и просты, но они поражают чутким ощущением слова и умением создать ощущение недосказанности.
Гран-при «Відлуння-2007» получил спектакль «Кыся» В. Кунина в исполнении Всеволода Чубенко из Вологды. В откровенной истории кота и водителя-дальнобойщика, изобилующей смелыми подробностями, прослеживается простая мысль о вечных ценностях — сопереживании, понимании, верности. Кот выступает здесь существом разумным, находчивым, гораздо изобретательнее людей. Слушая его историю, думаешь, эх, если бы люди были такими! Возможно, в этом фантастическом предположении — желание автора видеть их именно такими. Сценографический образ спектакля — прост. Обычный гамак посреди сцены, лежа в котором, актер приобретает пластику животного. Трансформируя гамак, он превращает его в ловушку для бездомных животных, в сидение грузовика, в роскошный диван, в салон автомобиля. Действие спектакля динамично, актер предельно гармоничен в образе бесшабашного кота. Он словно раздвигает пространство камерности повествования, этот кот способен снести рамки вымысла и сыграть все персонажи сразу и по отдельности, используя всю искрометность текста. Вот такой талантливый кот в талантливом исполнении!
Каждый актер, в силу своих сценических пристрастий, создал на фестивале «Відлуння» собственную вселенную и назвал ее по имени своего спектакля. На своей планете — каждый сам себе хозяин. Но все эти актеры — хозяева гостеприимные, которые хотят видеть зрителей — своих гостей. Для них важно вовлечь их в свой мир, поделиться с ними своими мыслями, открыть душу и посвятить в науку существования в одиночестве. А одиночество у актеров, создающих моноспектакли, особенное, оно — высшая ступень самопознания.