Самый старый, большой и серьезный международный анимационный смотр на постсоветском пространстве КРОК традиционно проходит на корабликах и плавает то по русским, то по украинским водам. Четные годы посвящены студенческому кино и проходят в России, а в нечетные, украинские, за призы КРОКа соревнуются профессиональные режиссеры.
«КРОК-2011» стартовал 24 сентября в Киеве и показал в небольшом корабельном зале лучшие анимационные короткометражки за минувшие два года. Разумеется, достойных фильмов за такой отчетный период набралось немало: и новая картина легендарных братьев Квэй («Маска» по Станиславу Лемму), и гран-призер минувшего фестиваля Аннеси «Пиксели» Патрика Жана, и шикарный, сделанный в духе фильмов Тима Бёртона «Монстр из Никс» культового голландца Росто, и новейшая эстонская сенсация «Песня небес» Матти Кюта.
Как это обычно и случается, призовой лист включил лишь малую часть интересных работ, впрочем, судьи (режиссеры Анри Айдсик, Жоана Тосте, Святослав Ушаков, Хуан Пабло Зарамелло и писатель Андрей Курков) постарались сделать список как можно более длинным и разнообразным.
Гран-при ушел фильму великого эстонца Прийта Пярна «Водолазы под дождем».В этой получасовой ленте с большим вкусом и множеством абсурдистских подробностей описана любовная драма, участники которой слишком заняты своими работами, чтобы проводить время вместе. Важнейший фестивальный приз им. Александра Татарского получила работа Инги Коржневой «После» (из проекта «Гора самоцветов») — динамичный, легкий, остроумный фильм с витиеватым приключенческим сюжетом. Спецпризами были отмечены обаятельные «Приливы туда-сюда» Ивана Максимова, таинственно красивая «Переправа» канадки Элиз Симар и дебют француза Лео Верье «По каплям», изображающий рьяного поклонника живописи, который буквально поедает любимые картины.
Еще ряд призов и дипломов были выданы в отдельных номинациях. Из самых коротких фильмов жюри признало лучшим французский «Рубика», в котором молодые режиссеры (Клер Боэан и др.) создали мир, похожий на Кубик Рубика. Среди фильмов, длящихся от 5 до 10 минут, приз получил австралийский «Налларбор» (режиссеры Алистер Локхарт и Патрик Сэррел), изображающий приключения двух автомобилистов на пустынной дороге. А в категории самого длинного фильма приз достался главному хиту минувшего анимационного сезона — «Внешнему миру» Дэвида Орейли — острой сатире на современную действительность.
Что касается зрительских симпатий, они закономерно достались «Злому человеку» норвежского режиссера Аниты Килли, которая рассказала душераздирающую историю про семейное насилие — необыкновенно артистично и по-детски волшебно.
Помимо перечисленных, награжден был еще десяток фильмов — в общей сложности 20 работ, среди которых, увы, не было ни одного украинского фильма. И если на финальной церемонии со сцены прозвучала все же фамилия украинского режиссера, то все равно не стоит обольщаться: Александр Шмыгун со своей лентой «О, Париж!» получил признание не от жюри, а от оргкомитета фестиваля — «за лучший украинский фильм».
Ничего не попишешь: украинская анимация сегодня переживает сложные времена. Прекрасная школа, великолепные традиции, имена мирового масштаба — для Украины все это в прошлом. В настоящем же — полуразрушенные студии, нехватка профессионалов среднего звена, очень сложная ситуация со сценаристами, крайне слабо развитый коммерческий сектор. Можно было бы впасть в отчаянье, если бы не талантливая и деятельная анимационная молодежь, которой в Украине немало. Именно они — студенты, вчерашние выпускники и просто самоучки — уже несколько лет не дают умереть украинской анимации, создавая свои маленькие фильмы, порой несовершенные по форме, но полные художнического азарта.
В этом году таких фильмов в конкурсе «КРОК» было представлено шесть. И, пожалуй, каждый из них является художническим подвигом. Так, например, «Белая ворона» Анатолия Лавренишина могла бы и не случиться, если бы не одна добрая француженка, которая помогла найти фильму французских сопродюсеров. Упомянутый уже «О, Париж!» из-за сложной финансовой ситуации делался целых пять лет (свой предыдущий фильм — обаятельную кукольную работу «Пьеса для трех актеров» — Александр Шмыгун закончил в 2005-м). А еще о четырех короткометражках, представляющих эпизоды из проекта «Моя страна — Украина», можно и вовсе легенды слагать.
Дело в том, что этот проект, отчасти вдохновленный русскими альманахами «Гора самоцветов» и «Мульти-Россия» был задуман еще несколько лет назад в довольно амбициозном ключе. Под руководством украинского режиссера-пластилинщика Степана Коваля недавние выпускники анимационных вузов должны были делать миниатюры про украинские города, совершенствуясь в полученной профессии и обретая производственный опыт.
Экономический кризис изрядно перебил проекту крылья, и сегодня он делается практически на голом энтузиазме — по расценкам во много раз ниже самых скромных международных стандартов. Художники, режиссеры и аниматоры создают свое кино крошечными съемочными группами, не укладываются в намеченные сроки, в меру способностей восполняют нехватку квалифицированных сценаристов и других профессионалов. Последующая судьба проекта тоже пока не ясна — пока нет ни гарантий телепоказов, ни внятных перспектив дистрибуции. Однако не до жиру. На данный момент «Моя страна — Украина» — это уникальный шанс для молодых режиссеров оставаться в профессии, делая фильмы с элементами авторского видения.
К счастью, теперь, когда проект уже с полным правом можно назвать состоявшимся (сделано 10 серий и еще несколько запущено в производство), появляется и пристальный интерес к нему — фестивальный, телевизионный и даже государственный.
«Моя страна» того стоит. Несмотря на все сложности, сериал получается интересной, обаятельной, харАктерной. В качестве материала был выбран пластилин, который, как и в заставках для «Горы самоцветов», используется креативно: то на экране предстают пластилиновые куклы, то нарисованные пластилином картины, то применяется так называемая пластилиновая перекладка (когда плоские пластилиновые куклы передвигаются на стекле). Эстетика сериала также разнообразна — от разухабистой этники до рафинированного монохромного ретро. В зависимости от темы.
Каждый эпизод посвящен какому-нибудь украинскому городу, о котором создатели серии рассказывают удивительные факты, предания или даже анекдоты. Так, в серии, посвященной «Шешорам», рассказывается легенда про Олексу Довбуша. Этот эпизод сделан чудесной Екатериной Чепик, которая уже неплохо знакома фестивальной публике благодаря своим изысканным пиксиляциям (техника, при которой покадрово снимаются живые актеры). А Наталья Скрябина — недавно выступавшая с уморительным дебютом «Принц и тайна волшебной жабки» — сделала рассказ о деревне Легедзине по мотивам романтичной легенды о разбитом кувшине-талисмане.
Хотя проект и не был отмечен на КРОКе призами, показанные пять эпизодов внушают большой оптимизм и уверенность, что у этого альманаха большое будущее. Которое, впрочем, не в последнюю очередь зависит от поддержки правительства и спонсоров.
Примерно то же можно сказать и обо всей украинской анимации. Даже тех немногочисленных работ, которые появляются ежегодно на «КРОКе», достаточно, чтобы судить о хорошем потенциале украинских анимационных художников. И сегодня, когда государство начинает проявлять заинтересованность в собственной анимации, когда уже был проведен один конкурс на финансирование кинопроектов и обещаны последующие, несложно поверить в то, что украинские художники скоро начнут делать великолепные яркие фильмы, претендующие не только на призы доброжелательного «КРОКа», но и на награды любых престижных международных фестивалей.