Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По-настоящему

Украинский зимний пейзаж
29 декабря, 2010 - 19:51
НИКОЛАЙ ГЛУЩЕНКО. «ЗИМНИЙ НАТЮРМОРТ»

Национальный художественный музей Украины имеет достаточно большую коллекцию картин украинских пейзажистов. Среди них, в частности, работы художников, которых в нашей стране подделывают чаще всего. Это Николай Глущенко и Николай Бурачек. «Кое-кто из теоретиков — всякое бывало на пути творчества — недооценивал пейзаж, скептически относился к поискам в этом плане. Я люблю природу, потому что это — вечность». Так говорил Николай Глущенко, и в этих словах — один из ключей к пониманию этого талантливого художника, картины которого экспонируются в музеях Украины, России, Франции, США, Канады...

Однако Николай Глущенко — не только пейзажист. Он имел среди друзей Ромена Ролана, Анри Барбюса, Пабло Пикассо и рисовал их портреты. Как мог советский художник ездить за границу и общаться с представителями «реакционных и антисоцреалистических художественных течений?» Николаю Глущенко это было разрешено, потому что он заработал пожизненную индульгенцию в глазах советской власти. Как известно, выдающийся художник был шпионом, который за полгода до легендарного Р. Зорге сообщил советским службам о подготовке Германии к нападению на СССР. Начиная с 40-х годов, Николай Петрович занимался только художественным творчеством. Многих художников тех времен не обошла стороной его участь — ему приходилось работать в духе соцреализма. Перед смертью Н. Глущенко отобрал 250 полотен, попросив жену сжечь их, поскольку они не характеризуют его как художника. Но просьба не была выполнена полностью — картины сохранили, хотя в музее они находятся без права на экспонирование.

Ранние полотна импрессиониста Н. Глущенко (к которым принадлежит и эта работа) сегодня высоко ценятся, их стоимость стартует от отметки в несколько десятков тысяч долларов. Возможно, одной из причин является неподдельное состояние души художника, тогда еще ему не приходилось быть неискренним — с собой и с полотном. Н. Глущенко — прирожденный колорист. Именно теплая цветовая гамма создает весь тот набор настроений, которые мы чувствуем, смотря на это полотно. Кстати, настолько теплые, сочные, насыщенные цвета редко можно встретить в зимней тематике.

Другой художник «зимних пейзажей» — Николай Бурачек. Он, как и Н. Глущенко, вел активную общественную жизнь, был одним из основателей Украинской академии искусств, Ассоциации советских художников Украины, был председателем Центрального бюро работников искусств в Харькове. С его именем связано проектирование и возведение памятников Т. Шевченко в Харькове, Киеве, Каневе, создание музеев Т. Шевченко и М. Коцюбинского. Основание Музея Т. Шевченко в Киеве и формирование его фондов, в первую очередь, живописного наследия художника, — тоже заслуга Николая Бурачека, который первым отобрал и расположил в хронологической последовательности его художественные произведения. Результатом многолетнего исследования художественного наследия Т. Шевченко стала монография Н. Бурачека «Великий народный художник». Ранние произведения Н. Бурачека (в частности, «Морозное утро», 1919 г.), на которых отложился отпечаток, а точнее — дыхание импрессионизма, написаны свободно, сочно. Морозный солнечный день, хочется вдохнуть серебристый воздух на полную грудь, под ногами поскрипывает свежий снег. Долгое время Н. Бурачек работал театральным художником, поэтому часто создавал масштабные панорамные композиции.

София КУЩ. Фоторепродукция предоставлена Национальным художественным музеем Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ