Неделю назад одна из самых известных украинских музыкальных групп — фрик-кабаре Dakh Daughters — отправилась в европейское турне.
Первое же выступление в качестве участниц спектакля «Антигона» во французском Лиможе имело огромный успех. Но настоящим апофеозом стали четыре дня на Венском фестивале (Wiener Festwoche) — одном из самых старых (проводится с 1951 года) и самых влиятельных культурных мероприятий в Австрии. Каждый вечер с 14 по 17 мая наши девушки выходили на сцену Венского павильона искусств, находящегося в престижном Музейном квартале, с программой «Розы». Атмосферу этих выступлений описала координатор театральных программ фестиваля Марина Давыдова:
«Я не смотрю Евровидение, но в общем и целом представляю себе уровень того, что там происходит. И вот что я хочу сказать. Настоящую и безоговорочную победу украинская музыкальная культура одержала вчера не в Стокгольме, а в Вене. Потому что вчера в рамках Wiener Festwochen тут выступали Dakh-Daughters со своим фрик-кабаре Rosas, и я давно не видела такого оглушительного успеха — с топотом и криками «браво!», с ломящимся от людей залом. Это было невероятное шоу».
А в четверг Dakh Daughters дали концерт уже в немецком Магдебурге на местном фестивале Wilder Osten («Дикий Восток»).
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Женская группа Dakh Daughters существует уже четыре года. Их видео собирают в сети тысячи просмотров, а полные сарказма «Розы/Донбасс» вырвались в лидеры, заинтересовав уже почти 900 тысяч зрителей.
Сама группа — проект основателя театра «Дах», продюсера и режиссера Влада Троицкого. Девушки — актрисы театра Троицкого, однако имеют опыт работы в других формациях: Нина Гаренецкая — участница этноквартета «ДахаБраха», а Руслана Хазипова — культовой рок-банды «Перкалаба», Таня Гаврилюк имеет сольный проект «ТаняТаня», Соломия Мельник — из «Потужних дівчат», Анна Никитина — из «Кабаре-шансона», Наталья Галаневич и девушка под псевдонимом Zo — из балета «БіzоН». Семь вокалисток, дюжина инструментов — от пианино и барабана до гармошки и виолончели.
Dakh Daughters характеризуют свой стиль как «фрик-кабаре». «Фрик» — от английского freak — в переводе означает «чудак», «урод», но это тавтология: кабаре изначально несет в себе элементы отклонения от нормы. Воспринимать его лишь как легкое эстрадно-эротическое ревю было бы ошибкой. Стоит напомнить, что целые художественные направления рождались именно в кабаре: дадаизма, а следовательно, и сюрреализма не было бы без цюрихского кабаре «Вольтер», где художники и поэты, позже ставшие классиками ХХ века, устраивали свои скандальные представления. Тулуз-Лотрек вдохновлялся атмосферой «Мулен Руж» и «Мирмильтона». В Германии у кабаре был свой теоретик — Отто Юлиус Бирбаум, который вместе с основателем берлинского «Пестрого театра» бароном Эрихом Людвигом фон Вольцогеном мечтал использовать такие заведения не более и не менее как для воспитания ницшеанского «сверхчеловека».
Кабаре с его синкретизмом жанров близко к театру. Здесь могут органично сосуществовать музыка, поэтическая декламация, танец, провокационный перформанс, — а также уродливое и прекрасное, смешное и трогательное, интеллектуальное и безумное. Dakh Daughters отвечают этой контрастной эстетике. Девушки в причудливых или сексуальных нарядах, с набеленными, словно у грустных паяцев, лицами, непроникновенно серьезно подают самый гротескный материал, но гротеском не ограничиваются: у них есть работы на стихи Иосифа Бродского и обэриута Александра Введенского, есть старинная провансальская песня «Я видел волка, лисицу, зайца» и номера из репертуара Вики Врадий, в «Розах» звучат первые строки из 35 сонета Шекспира.
Возможно, интуитивно, поневоле Троицкий и его подопечные определили пустую нишу на украинской музыкальной сцене и заполнили ее более чем эффектно. А теперь в который раз подтвердилось, что запрос на такое зрелище существует и в весьма насыщенном пейзаже европейской культуры.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
«ВЫСТУПЛЕНИЕ DAKH DAUGHTERS БЫЛО АБСОЛЮТНЫМ УСПЕХОМ»
Александр ЩЕРБА, посол Украины в Австрии:
— Каждый год в Вене проходит несколько крупных творческих событий, и одно из крупнейших — это Венская творческая неделя, на которую приглашаются наиболее оригинальные, интересные, с точки зрения Вены, коллективы Европы. В этом году была приглашена украинская группа Dakh Daughters, и ее выступление было абсолютным успехом. Мы следили за продажей билетов. На выступление Dakh Daughters билеты были распроданы раньше всех. И когда позавчера я пришел на их выступление и видел людей, ждавших у кассы, надеясь, что «отпадет» какая-то бронь или кто-то будет продавать билеты, это было трогательно.
Культурные мероприятия — это ключ к сердцу Вены и Австрии. Оригинальная и европейская культура — это то, чем живет Вена и чем она гордится. Они считают себя культурной столицей Европы и, видимо, недаром. И потому настолько успешное выступление украинской группы — это очень важно для восприятия Украины. Тем более что девушки не просто выступили, в конце они вышли с флагом Украины, спели песню о море, а затем на немецком языке произнесли: «Украинское море — это Крым! Не забывайте об этом!» Это было невероятно.
Подготовила Наталия ПУШКАРУК