Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под звуки канонады...

16 актеров Макеевского ТЮЗа просят Минкульт перевести театр в Черновцы. Часть труппы разъехалась, а те, кто остался в городе, — играют по выходным... сказки
30 января, 2015 - 11:57
ВЛАДИСЛАВ СЛУХАЕНКО
УКРАШЕНИЕМ АФИШИ МАКЕЕВСКОГО ТЮЗА БЫЛА ЧЕХОВСКАЯ «ЧАЙКА» (В ПОСТАНОВКЕ ОЛЕГА АЛЕКСАНДРОВА) С ЯРКИМИ АКТЕРСКИМИ РАБОТАМИ (СПЕКТАКЛЬ — ОБЛАДАТЕЛЬ ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДОНБАСС-2011») / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

«День» продолжает рассказывать о театрах, оставшихся на территориях так называемых ДНР и ЛНР (см. «День» № 4-5, 16 января). Сегодня в фокусе — Донецкий (с 2011 года — академический) областной русский театр юного зрителя из Макеевки.

Макеевский ТЮЗ под руководством Владислава Слухаенко (директорскую должность он занял в 2006-м) в последнее время считался одним из самых динамично развивающихся отечественных театров. Здесь был основан и четырежды проведен Открытый фестиваль театров для детей и юношества. В 2011 году на базе театра состоялось — впервые в Украине — выездное заседание Исполкома АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и молодежи).

Театр активно ездил на фестивали, получал призы, порой обгоняя в признании «старшего брата» — Донецкую национальную муздраму. Наибольший резонанс критиков вызвала чеховская «Чайка» в постановке Олега Александрова, сценографии Владимира Медведя, с яркими актерскими работами Елены Кондрашкиной, Елены Сергуниной, Павла Бодрова, Павла Пиотровского и др. (спектакль — обладатель Гран-при фестиваля «Театральный Донбасс — 2011»).

Сегодня Владислав Слухаенко собеседник «Дня». К сожалению,  виртуальный, поскольку находится за пределами Украины...

— Владислав Николаевич, расскажите, что происходило в театре, начиная с весны прошлого года, когда начались ДНРовские митинги, переросшие в военное противостояние на востоке?

— Мы продолжали обычную работу до июня. А с началом проведения АТО на востоке пришлось отменять выездные спектакли по области. Затем наш коллектив ушел в отпуск, получив отпускные, которые стали последней зарплатой. Планировалось с конца июня начать выступления в детских оздоровительных лагерях, расположенных в Святогорье, на севере области, и на Азовском побережье. Но... в начале июля управление культуры получило письма Министерства культуры с рекомендациями ограничить проведение массовых мероприятий в зоне АТО и не считать прогулом невыход на рабочее место сотрудников на территориях, где ведутся военные действия. Кроме того, нам  рекомендовалось отправить сотрудников в оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска до окончания АТО. Поэтому все желающие смогли уехать.

Параллельно в театре велась подготовка к новому сезону: ремонтировали планшет сцены, обновляли декорации, но с середины августа, когда начались сильные обстрелы и большая часть коллектива уехала из города, театр заморозил работу.

В сентябре, после объявления перемирия, многие вернулись. С конца июля театром совместно с обладминистрацией было предпринято несколько попыток решения вопроса по выплате зарплаты. После двухмесячной переписки было получено письмо из Казначейства на имя Сергея Таруты (на тот момент — глава Донецкой ОГА. — А.Л.), где  говорилось о том, что переводить счет театра из зоны АТО никто не будет, и вопрос по выплате зарплаты откладывается до окончания АТО. На этом общение с представителями украинской власти закончилось. До конца октября со мной пару раз созванивалась Елена Воронько из Минкульта. Узнавала, как дела, и говорила, что министр пытается решить вопрос по театру с губернатором...

— То есть, в результате так и не было предпринято необходимых шагов, чтобы решить проблемы театра? Ставился ли вопрос эвакуации Макевского  ТЮЗа?

— Нет. Не обсуждалось вообще никаких вариантов. Все было пущено на самотек. Более того, работники театра фактически остались без средств к существованию. Были попытки решить этот вопрос областными властями, но они блокировалось Киевом. Нельзя рассуждать об эвакуации людей, когда не предлагается никаких вариантов помощи, а последнюю зарплату выплачивали в мае.

К сожалению, вопрос жизнедеятельности театра в нынешних условиях сводится к выживанию. Сейчас практически отсутствует финансирование. В этом сезоне властями «ДНР» были сделаны всего две выплаты и предоставлены талоны на бензин для организации выездных спектаклей. Вот что пишет сейчас в социальной сети сотрудник городского управления культуры: «С июля прошлого года по сегодняшний день нам, работникам культуры, выплатили материальную помощь за сентябрь и 30 декабря — за октябрь. Да и то не все смогли эти деньги получить. Люди работают! Ходят пешком из одного конца города в другой, стараются из всех сил поддерживать друг друга...»

— Вы знаете, что сейчас происходит в театре?

— Играются, в основном, спектакли для детей (по субботам и воскресеньям). Ныне коллектив пытается восстановить вечерние спектакли для взрослых (постановки не идут из-за отъезда многих актеров из Макеевки). К сожалению, ни «Чайки» Чехова, ни «Грозы» Островского, имевшей успех на нескольких фестивалях, ни «Женитьбы» Гоголя (которую поставил Александр Аркадин-Школьник в начале сезона 2013—2014 гг. и которую мы не успели показать за пределами Донецкой области);  ни «Дома Бернарды Альбы» Лорки в постановке замечательнейшего режиссера из Грузии Нугзара Лордкипанидзе, который очень сильно отличался от всех наших спектаклей и который мы успели отыграть не более пяти раз; ни интереснейшей работы Татьяны Шевченко «С любовью и всякой мерзостью» по произведениям Селинджера и Кокто, с которой мы дважды были в Киеве (на фестивале молодой режиссуры и шоу-руме «Гоголь-феста»), покорившей экспертный совет фестиваля в Кишиневе и приглашенной, но так и не успевшей побывать в Санкт-Петербурге на Международном фестивале в театре «Балтийский дом»; ни получившего приз за лучшую постановку на фестивале «ТЮЗ-2013» спектакля «У ковчега в восемь»  Хуб в постановке Арутюна Киракосяна сейчас в репертуаре театра нет. Как нет и многих других спектаклей...

Но театр работает, и он востребован зрителем. На открытии 44-го сезона (1 октября 2014 года. — А.Л.) на спектакле «Василиса Прекрасная» зал был битком набит. И это при том, что в городе постоянно слышны звуки канонады. Во время новогодних утренников артисты играли по три спектакля в день. Конечно, цены на билеты  снижены, так как денег сейчас у населения крайне мало. Но театр жив, несмотря на то, что в ближайшие годы, скорее всего, придется забыть о развитии творческого коллектива и просто выживать.

— Кто сейчас остался в театре, а кто уехал и куда?

— Почти на 100% остались технические цеха. В оркестре и балете потери небольшие. Наибольшее число уехавших— это  актеры. Люди уезжали в разное время и в разных направлениях. В театре среди сотрудников не было однозначного отношения к происходящему. В основном, уезжали, чтобы не быть в эпицентре военных действий. Например, заслуженная артистка Украины Елена Кондрашкина сейчас в Тамбове (она училась там  в институте). Уехала с дочкой в конце сентября, когда ее дом оказался между воюющих сторон. Они две недели просидели в подвале, спасаясь от артобстрелов, а потом уехали из города. В конце июля несколько человек уезжали во Львов. Работы не нашли... Кто-то вернулся в Макеевку. Пару человек сейчас в Запорожье. Несколько — в Киеве. Один — в Польше. Актер, режиссер и член инициативной группы Макеевского ТЮЗа Карен Гамбарян пытается, чтобы  Минкульт помог  перевести театр в Черновцы (об этом см. на сайте «Дня»).

Художник Володя Медведь, перешедший к нам из Донецкой муздрамы в начале прошлого года, ныне присоединился к группе луганчан (во главе с бывшим главным режиссером Луганского русского театра им. П. Луспекаева О. Александровым — А.Л.) в Димитровграде Ульяновской области. Есть такие, кто, устроившись на работу в другой театр, на мирной территории, через какое-то время вернулись в Макеевку, причем не имея там постоянного жилья.

— А что происходит сейчас в вашей жизни?

— Я официально перестал быть директором с октября прошлого года. Детей вывез из Донецка в мае, и с того момента они не были дома. Летом несколько раз приезжал-уезжал, догуливал накопившийся за годы работы отпуск, в надежде, что все перейдет в мирную плоскость решения вопроса. Когда стало понятно, что конфликт затягивается, принял решение воспользоваться приглашением родственников и уехал в Екатеринбург. Семью  категорически не хочу привозить в зону боевых действий, а найти такие варианты, чтобы я был с театром, а семья при этом — в безопасном месте, я не смог...

— Хотели бы вернуться в Макеевку,  или для вас это уже перевернутая страница?

— Желание вернуться у меня есть. Все зависит от того, будет ли — и когда — такая возможность...

Анна ЛИПКОВСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ