Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поднимись на... небеса

В Харькове проходит Второе Биеннале молодого искусства
26 сентября, 2019 - 16:02

Форум на тему «Кажется, я захожу в наш сад», в котором принимают участие проекты 55 художников  в возрасте до 35 лет, можно назвать одним из главных событий в сфере визуальных искусств Украины-2019. В отличие от Киева, в «первой столице» Украины контемпорари-арт только сейчас «побеждает» другие, более традиционные направления. Энергия первопроходничества — как в романах Толкиена и Говарда, которые прямо на виду у читателей «изобретали» современную фэнтези, или словно в Киеве, когда Художественный Арсенал только начал работать, — вот что выразительно чувствовалось уже во время официального открытия Биеннале на лестнице Держпрома. Впрочем, наверное, и сам воздух в центре «конструктивистского», авангардного, индустриального Харькова, города Хвылевого и Ландау, Ермилова, Бахчаняна, «харьковской школы фотографии» и так далее, и тому подобное, всегда насыщен молекулами эксперимента. А ощущение покоренного фронтира пьянит не хуже шампанского.

Под звук официальных речей юная (основная часть зрителей) и вся другая публика набирала номера все новых друзей и знакомых по мобильным телефонам. И кричала в трубки: «Скорее едьте сюда! Такого в Харькове еще не видели! А людей здесь сколько»! Явно почувствовав общий подъем, губернатор Харьковщины Юлия Светличная, которая приехала на открытие, вместо официозной речи тоже призналась в любви к совриску. А после торжеств невероятная толпа людей, как единая семья, праздновала открытие основного, конкурсного проекта Биеннале в «старом» корпусе гостиницы «Харьков». Их чувствам, этому единству, сильно позавидовала бы и киевская, и даже нью-йоркская богема и не богема. Если бы жителям города на Днепре и Большого Яблока опять повезло покорять любой культурный «фронтир».

Абстрагировавшись от пережитых во время открытия Биеннале эмоций, констатирую: бастион консерватизма, похоже, окончательно пал и на Слобожанщине. Одной из причин, по которой современный арт медленно приживался в Харькове, сами харьковчане считают мизерное количество выставочных площадок, на которых можно экспонировать контемпорари.

— Площадок, где экспонируется современное искусство, в Харькове очень мало: Муниципальная галерея, Ермилов Центр, галереи VOVATANYA и «Come in», — рассказала нам глава оргкомитета Биеннале, директор харьковской Муниципальной галереи Татьяна ТУМАСЯН. (Инициатором появления «молодой» Биеннале еще в 2017 г. стало Министерство культуры, а в 2018-ом Муниципальная галерея была назначена официальной главной «принимающей» фестиваль стороной в Харькове). — Есть еще ряд институтов, которые работают не так регулярно, например, Loft3 Академии дизайна и искусств. Когда-то харьковская власть заявила, что откроет «музей современного искусства», первый в Украине. Но это оказалось авантюрой. Стеклянным чехлом накрыли наш Исторический музей. С тех пор там — аварийная ситуация даже для самого исторического музея ...

Биеннале на почти «сковородинскую» тему «Кажется, я захожу в наш сад» развернулось сразу в 16 городских локациях! Только в гостинице «Харьков» выставочные площади составляют свыше 2 тыс. кв.м., а в «Ермилов Центре» — около 1 тыс. кв. м. На этих двух площадках расположены конкурсные работы, т.н. основной программы: в целом 55 проектов, отобранных экспертами среди поданых из всей Украины 390 заявок. Еще параллельная, образовательная (куратор — Екатерина Филюк) и абсолютно новая, которая появилась только в Харькове, детская (куратор — студия Aza Nizi Maza, Харьков, под руководством Николая Коломийца) программы. Если учесть, что над всем этим «садом расходящихся тропинок» в течение последнего года работала команда всего из десяти человек, во главе с Татьяной Тумасян, — огромный и суперклассный и по наполнению, и по организации фестиваль, который «перевернул» Харьков и, скорее всего, историю культуры современной Украины, вообще можно считать Божьим даром. Помощники у непосредственных «местных» организаторов, конечно, тоже были.

Открытый «молодой» кураторский конкурс, в котором победили харьковчанин Борис Филоненко, Анастасия Евсеева и Дарья Скринники-Миска (Львов) и их концепция Биеннале— «сада», судили ведущие украинские эксперты в области контемпорари арта: Оксана Баршинова, Павел Гудимов, Влодко Кауфман, Павел Маков, Михаил Рашковецкий, Татьяна Тумасян и Елена Червоник. Можно сказать, что это с их благословения Харьков зажил «по заветам» модного сегодня Зигмунда Баумана, который сравнил художников — с садовниками. Форум проходит при поддержке УКФ, Харьковской городской и облрады, главными организационными партнерами являются PR-агентство «Bagels & Letters» и ЦСМ «ЕрмиловЦентр». Задействованы и UA: общественное и ХНУ им. Каразина.

Я неслучайно вспомнила киевский «Художественный Арсенал». Именно с этим институтом до его освоения «искусства», то есть в полуразрушенном виде, ассоциируется основная локация харьковского Биеннале. Старый корпус гостиницы «Харьков», по-видимому, даже лучше арсенальных: здесь больше света, не такие большие расстояния между противоположными стенами. В конце концов, окна и балконы выходят прямо на сердце Харькова, площадь Свободы! «Харьков» был построен в 1932-1936 гг. по проекту архитектора Яновицка. В 1937 г. «конструктивистский» проект получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Сегодня в его более современных корпусах работают разные учреждения. А «старый» с годами разрушался. Биеннале, придя, при согласии нынешнего владельца гостиничного комплекса Александра Давтяна, в гостиницу, тем самым привлекло еще и внимание к судьбе архитектурного наследия в стране и самом Харькове.

Даже если бы экзотики в виде Держпрома и мистического «Харькова» на Биеннале не было (но они — есть!), сами по себе конкурсные работы стоят того, чтобы ради них съездить в «первую столицу». Уровень произведений настолько высок, что хоть бери и музеефицируй весь конкурс. Впрочем, эксперты еще назовут победителей. А денежные награды художникам выплатят известные коллекционеры Татьяна и Борис Гриневы. Они же в рамках параллельной программы фестиваля представят персональную выставку легендарного Стаса Волязловского. В рамках которой впервые будут показаны авторские фото художника.

При поддержке Украинского культурного фонда к старту фестиваля вышел в свет каталог с фото и текстовой информацией по всем проектам Биеннале. И бесплатный путеводитель — для всех зрителей. В принципе, можно даже по ним составить общее представление о том, насколько хорошо себя чувствует современный арт осенью-2019 в Харькове. Но если будет такая возможность — лучше, конечно, едьте на выходные на Слобожанщину. Стать участником настоящей исторической, но не катастрофы, а очень позитивного события, — это точно стоит потраченного времени.

Биеннале молодого искусства в Харькове будет продолжаться до 31 октября.

Анна ПАРОВАТКИНА, Харьков — Киев. Фото предоставлены организаторами Биеннале
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ