Несмотря на очередной финансовый кризис, организаторам «Молодости» и в этом году удалось собрать сильный полнометражный конкурс — который обычно и является определяющим при оценке успеха любого фестиваля. Единственный недостаток, не зависевший от отбиравших, — отсутствие интересных полнометражных дебютов из Украины.
Конкурсные фильмы объединял не только дебютный статус их авторов, но и определенная общность мотивов. Так, в «Волке и овцах» (режиссер Шарбану Садат, Дания—Франция—Швеция—Афганистан) и в «Сутаке» (Мирлан Абдикаликов, Киргизстан) речь шла о жизни горцев-пастухов, авторы «Вилли 1-го» (Зоран Букерма, Людовик Букерма, Мариэль Готье, Уго П. Томас, Франция) и «Каменного сердца» ( Гудмундур Арнар Гудмундссон, Исландия—Дания) касались невосприятия ЛГБТ консервативным обществом, источником конфликта в «Хеди» (Мохамед Бен Атиа, Тунис—Бельгия—Франция) и «Песчаной буре» (Элит Зексер, Израиль) служили традиции брака в исламской среде, герои «Алоиса» (Тобиас Нолле, Швейцария—Франция) и «Последней семьи» (Ян П. Матушинский, Польша) были одержимы видеосьемками окружающих, а героини «Новой Евы» (Марко Скоп, Словакия—Чехия) и «Вратаря» (Гийом Сене, Бельгия—Швейцария—Франция) бросили своих сыновей.
А впрочем, на этом сходство и исчерпывается. Хотя, напомню, это все дебюты, разница в мастерстве здесь очень ощутима.
НЕСМОТРЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ С МЭРОМ КЛИЧКО (НА ФОТО — СЛЕВА ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕСТИВАЛЯ АНДРЕЯ ХАЛПАХЧИ) ДОГОВОРЕННОСТИ, НЫНЕШНЯЯ «МОЛОДОСТЬ» СНОВА СОСТОЯЛАСЬ С МИНИМАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ
Сразу хочется выделить черную комедию «Вилли 1-й». Она не просто снята по мотивам жизни реального человека, но и, собственно, этот человек (Дениэль Ванне) играет самого себя. 50-летний Вилли-Дениэль страдает дислексией, он совсем не устроен в обществе, он потерял брата. Авторы фильма показывают реальность глазами этого чудака, который решил, будучи совсем не готовым к миру вне пределов родительского дома, все же добиться своего: жить в своей квартире, иметь друзей, кататься на скутере. И все это ему удается. Сорежиссеры вносят в повествование хорошо просчитанную дозу иронии, абсолютно не во вред общему драматизму. Дениэль играет очень естественно, не уступая профессиональным актерам, и в целом всей картине присуща и мастерская простота, которая достигается талантом и большой работой; как следствие, фильм получил Специальную награду жюри.
Режиссеру «Волку и овец» удалось добиться в игре актеров не меньшей естественности: значительная часть персонажей — горных пастухов — так же играют самих себя. Автор, который принципиально живет и снимает в Афганистане, никоим образом не приглаживает и не украшает быт этих людей, однако все равно находит в нем поэзию и красоту. К сожалению, эта достойная работа осталась обойденной вниманием жюри.
Довольно большой успех имели фильмы с акцентированной эмоциональностью ситуаций — на грани мелодрамы. Например — удивительное единение профессиональных кинокритиков и массовой публики — награда жюри международной ассоциации кинопрессы FIPRESI и Приз зрительских симпатий достались «Каменному сердцу» исландца Гудмундуна Арнара. Фильм — при качественной работе оператора и актеров — кажется очень затянутым, уже в первой трети режиссер теряет ритм повествования, однако здесь более чем достаточно разного рода пусть и предсказуемых, но довольно слезоточивых ситуаций.
Во «Вратаре» Гийома Сенеза мелодраматическая коллизия — пара несовершеннолетних решает завести ребенка, несмотря на все предупреждения взрослых и скандалы с родителями, — уравновешивается не только качественной игрой главных актеров, но и чувством меры у режиссера. Благодаря последнему в фильме вполне спасительный для всей истории финал, когда ребенка, брошенного юной матерью, забирает отец — неожиданно ответственный как для таких сюжетов. Подобная развязка — дань более прогрессивному взгляду на вопрос гендера, семьи и деторождения, и такой поворот не выглядит искусственным. В итоге «Вратарь» одержал первенство в полнометражном конкурсе и главную награду Экуменического жюри.
При том, что все основные персонажи «Последней семьи» Яна Матушинского (Польша) погибают, эта лента удивительно безэмоциональна. Главный герой — польский художник-сюрреалист Здзислав Бекшиньский, известный своими жуткими постапокалиптическими работами. Его сын Томаш — культовый радио-диджей и переводчик, который воспроизводит на сцене образ Дракулы, — склонен к неврозам и попыткам суицида. Единственный вменяемый человек в семье — жена и мать Зофия — искренняя католичка, несущая на себе бремя ежедневного трагифарса, которые устраивают Здзислав и Томаш. В итоге каждый из этого причудливого трио погибает по-своему; на этом фоне особенно интересной является рациональность, даже суховатость режиссерской манеры. Это определенным образом и вызывает сюрреалистический эффект, который, очевидно, произвел сильное впечатление на главное жюри: Матушинского в итоге наградили Гран-при фестиваля и денежным сертификатом на 10 000 долларов.
В целом же, главным победителем оказался фестиваль, а значит, и зрители.
46-й КМКФ «Молодость» проходил с 22 по 30 октября. В программе были представлены около 250 фильмов из 80 стран мира.